Вернуться
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)

«Снился мне сад…», театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой

В моем театральном авторском журнале нет рубрики, посвященной спектаклям, которые никогда не были показаны в Петербурге (а журнал петербургский). Если бы мне что-то помешало опубликовать статью о спектакле, о котором далее пойдет речь, в одной из уже существующих рубрик, то я бы, не задумываясь, создал новую — посвященную спектаклям других городов. В частности, спектаклям Москвы, где, помимо прочего, относительно недавно рожден удивительный и во многом уникальный театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой. Возможно, когда-нибудь (когда я начну активно передвигаться по стране, как это было во времена юности) я открою раздел, который будет называться, скажем, «А что у них?» или «Не можешь увидеть, так хотя бы услышишь» (имеется в виду — прочитаешь), но пока я принимаю решение разместить свои нижеследующие впечатления в уже имеющейся рубрике «Гастроли» (будем считать, что здесь мы пишем не только о гастролях уже состоявшихся, но и о будущих, а гастроли театра Камбуровой просто обязаны состояться в Петербурге).

Итак, выход найден — к спектаклю.

«Снился мне сад…» Несмотря на то, что в авторах этой постановки, вернее так — этого театрального произведения искусства значится множество имен (вдохновитель — Елена Камбурова, драматург — Вадим Жук, редактор — Елена Покорская, режиссер — Ольга Анохина, музыкальный руководитель — Олег Синкин, плюс художники, балетмейстер, композиторы, поэты), автора тут два — Музыка и Поэзия. Если задаешься вопросом: «Театр Музыки и Поэзии — это как?» — тебе следует, изловчившись, приобрести билет на спектакль «Снился мне сад…» (купить билет в камбуровский чертог душетворчества — задача не из легких) — и все тотчас станет ясным. Хотите умом и сердцем понять и ощутить, что такое музыкально-поэтическое «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»? Торите путь к означенному театру: в нем все перечисленное преталантливо реализовано.

В программке к «Снился мне сад…» шаблонно написано: «В спектакле звучат» и «Действующие лица и исполнители». Формально — правильно, по сути — неверно. Надобно писать так: «В спектакле оживают» и «В спектакле живут». Здесь ощутимы и последняя любовь, и заметенная снегом Россия (хотя по сюжету — лето; но это пока — пока еще), и выход одного, утомленного жизнью человека на дорогу тихой ночью, и поцелуи, коими покрыты уста и очи, и чело. Здесь, если закрыть глаза и как следует разбередить фантазию (тебе в этом непременно помогут), можно почувствовать запах душистых гроздьев белой акации и принять чужие мечты о ком-то («Я ехала домой, мечтала я о Вас») за свои (скорей хочу домой, соскучился по Вам). Тут, чтобы увидеть звезды на небе, надо не смотреть, а внимать — взгляд обращается не на потолок, а внутрь себя. Много дум — сладостных, а то и тревожных — наводит не только «Вечерний звон», но и все, что ему в спектакле предшествует и все то, что звучит (оживает!) за ним следом. Финал — Россия заметена. (Заметена ли Россия сегодня, господа хорошие?) На бис однозвучно зазвенит колокольчик интонаций Елены Камбуровой (хотя однозвучия в театре Музыки и Поэзии стараются не допускать), выступающей здесь в роли рассказчика — вымышленного автора вымышленных заметок — воспоминаний о том, какой она была — невымышленная Россия, оживающей демонстрации того, какими должны быть невымышленные мы.

В спектакле живут:

Роман Калькаев, в образе Сергея Львовича Воловича, владельца фабрики, и Юлия Зыбцева/Алла Юганова, в образе его жены, Ирины Васильевны. Ирина смертельно больна, об этом ясно говорит доктор Корн (он же - Юрий Соколов), об этом догадываются остальные.

Еще раз: актеры в «Снился мне сад…» не играют — живут, живут и их условные персонажи, без ссылки на исполнителя, т.к. исполнители в своих персонажах растворены. Поэтому не важно, кого упоминать первым: «действующее лицо» или «артиста».

После спектакля Елена Камбурова мне скажет: «Никто из постановщиков не хотел браться за эту работу. Главная причина — отсутствие драматургии, конфликта между героями. Изначально все только говорили между собой, как бы репетируя вечерний концерт, и пели (как бы во время домашней репетиции). Никакого столкновения интересов не происходило». За дословность не ручаюсь, но смысл таков.

И тогда создатели спектакля, руководимые уже не только Музыкой и Поэзией, но и Драматургией, начали изобретать. Так появилась болезнь Ирины, а в связи с этим напряжение в общении супругов. Данное напряжение было решено разнообразить и усилить: в результате стало улавливаться влечение Ирины к поручику Ипатьеву (Александр Кольцов), тот, в свою очередь, увлекся ею, о чем догадывается уязвленный муж.

Отмечена в «Снился мне сад…» и вносящая раскол в отношения между людьми тема революционных настроений, в свете сегодняшнего дня, приобретшая усиленное звучание. Нет, никто не хотел проводить ассоциаций между студентом Петей (Евгений Вальц/Михаил Филиппов) и Борисом Немцовым, курсисткой Алиной (Виктория Тихомирова) и Евгенией Чириковой, как нет и намека убранства дворянской усадьбы, где происходит действие спектакля, с антуражем Болотной площади. Так случилось само собой. Само собой — все истинное актуально. Но актуально не значит — документально и искусственно. В «Снился мне сад…» никто ничего не копирует, ни подо что не подстраивается. К тому же премьера спектакля состоялась за две недели до начала сегодняшних массовых протестных явлений в России, 20 ноября 2011 года, а затевался он, понятное дело, еще раньше. Ассоциации бывают сознательными и непредумышленными. Второе ценнее.

Все действие проходит в один день — 2 июля 1904 года — в год и точный день смерти Антона Павловича Чехова. «Чехов умер», — сообщает перед самым концом (спектакля, эпохи) Мохамед Абдель Фаттах или, что вернее, режиссер Константин Радов.

Всего предусмотреть нельзя. Хотя в «Снился мне сад…», казалось бы, все предусмотрено. Например, Наталья Селиваненко — няня Глаша — наливает в рюмку такое количество водки, чтобы при испуге часть ее расплескалась (это эффектно), но часть осталась на дне, иначе рюмка опрокинется, а опытная прислуга рюмок не роняет, посуду не бьет. Художница, эмансипе Анна Александровна (Ольга Тенякова) вызывающе не похожа на других — поведением, нарядом — еще бы, она только что из Европы, из Парижа, где, по заявлению доктора, «уже давно не модно целовать ручки». Рассказчик — Елена Камбурова — единственный/единственная, к кому прикреплен микрофон. «Я хотела максимально от них отличаться», — признается актриса. Но пением в микрофон Камбурова убила еще одного ценного зайца: ее омикрофоненный голос на фоне остальных голосов звучит точно эхо. Часто говорят об эхе из прошлого, здесь — эхо из будущего. Фундамент спектакля — воспоминания. 

И все же, как было отмечено, всего не предусмотришь. Реальный день смерти Чехова — день именин придуманной Ирины. Кто-то дотошный подметил, что 2 июля Ирины именин не празднуют. Не понаслышке знаю, как любой скрупулезно работающий автор переживает подобные огрехи в своем труде. Казалось бы, обо всем подумал, на все обратил внимание, ан нет.

И все же вышесказанное не повод для сожаления. Лично моя печаль, как жителя Петербурга, в другом.

Я многократно бывал в Москве — учился в ней, любил и люблю ее. Но пожалел я о том, что живу не в Москве, а в Петербурге, впервые — после визита в театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой. И это не преувеличение. Мне в моем родном городе будет театра сего не хватать.

Так пусть мне хотя бы приснится тот сад…

ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР»
Павел Чердынцев, 6.02.2012

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100