Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души

Елена КАМБУРОВА — удивительное и счастливое исключение на российской сцене. Она и сама удивляется, что эпоха, когда стихи читали в огромных залах перед многотысячной аудиторией, прошла, а на ее концертах публики не становится меньше. И те, кто впервые попадает на ее выступление, потом не пропускают ни одни ее гастроли. По-видимому, нам до сих пор важно раз за разом обнаруживать в себе человека.
Как в первый раз
Концерт народной артистки России Елены Камбуровой в Удмуртской госфилармонии назывался «Давно не петые песни». Название условное — и Булата Окуджаву, и Владимира Высоцкого, и песни на стихи Юлия Кима и Новеллы Матвеевой Камбурова поет всегда. Вслед за любимым Высоцким она встает «к микрофону, как к образам, нет, сегодня точно к амбразуре». Но каждый раз в знакомых песнях обнаруживаются новые смыслы, звучат неожиданные интонации. 
Точно трагик древнегреческого театра, Елена Камбурова проводит нас через страдание к очищению. От ее голоса, в котором от ярости и отчаяния до пронзительной нежности может быть всего одна нота, начинает болеть в груди под самым горлом — там, где, кажется, уже все защищено броней равнодушия, иронии и самодовольства. А после нестерпимой — до слез — боли приходят радость и свет.
 — Ну что вы, это не я, это поэзия и музыка. Я разыскиваю такие песни, но при этом всю жизнь песни шли ко мне сами. В самом начале мне подсказали, что есть песни Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы. Я начала воспитываться на них, и уж как вошла в эту школу, так ее и не заканчиваю. Не просто каждая новая песня для меня урок, но каждое обращение к одной и той же песне на каждом последующем концерте — это экзамен по постижению этой песни. На каждом выступлении я этот экзамен сдаю. Никогда я не пою одну и ту же песню одинаково — я это знаю. И перед каждым выходом на сцену я испытываю безмерное волнение, потому что ответственна за то, что получит человек в зале в обмен на свое время, на свои деньги. Жизнь не так длинна, и те часы, которые зрители решили посвятить мне, я бесконечно ценю. Но мне не очень нравится слово «зритель»: каждый, кто пришел на мой концерт, — мой потенциальный друг.
 — Неужели действительно до сих пор волнуетесь перед концертом?
 — Всегда. Я спрашивала хирургов, волнуются ли они перед операцией, потому что мне кажется, что по ответственности артист должен быть сродни хирургу. Что он вживит в сердца людей, с тем они и уйдут с его концерта. Многих артистов я спрашивала, и они отвечают, что не волнуются. Те же Андрей Макаревич, Саша Градский. .. Они говорят, что совершенно не волнуются. А я так не могу.
 — На некоторых ваших песнях не заплакать практически невозможно — они вдребезги разбивают все защитные слои, которыми обматываешься, чтобы болело поменьше. А вы-то как справляетесь с силой этих песен?
 — Знаете, не всегда справляюсь. Сама очень часто борюсь со слезами. Считается, что плачущий артист — это неправильно… Но не всегда получается. Когда я начинаю петь песню, я счастливо забываю о том, что она пелась мною сто раз. Настолько эти песни хороши, такие в них заложены истории, что петь формально их просто невозможно. Песни ведь — живые существа. Правда, в отличие от других живых существ они неподвластны увяданию. Они и спустя десятилетия так же новы. Вот и слезы в горле…
Памятники нерукотворные
В 1992 году Елена Камбурова основала Театр музыки и поэзии. Сначала это были редкие концерты и литературные вечера, но несколько лет назад творческая площадка стала настоящим театром — со своим постоянным режиссером Иваном Поповски, с зашкаливающими аншлагами (что неудивительно при зрительном зале на 150 мест).
 — Сейчас наш театр — самое большое мое увлечение. Он настолько превзошел то, что я представляла в самом начале! Он оказался сильнее и лучше всех моих ожиданий. Я робко надеялась, что у нас будут иногда проходить музыкальные вечера, бардовские концерты… А в результате сложился настоящий репертуарный театр. Я верю в то, что, как назовешь, так и будет. Поэтому долго думала, какое слово в названии театра должно быть первым — музыка или поэзия. Выбрала музыку, и вскоре мои музыканты предложили создать полноценный музыкальный спектакль по Шуберту и Шуману «P. S. Грезы». Спектакль оказался удачным, и мы пошли этим путем. Следующая постановка, «Абсент», была сделана по музыке французского импрессионизма. И совсем недавно с большим успехом прошла премьера спектакля «Времена? Года?» по циклам «Времена года» Чайковского и Вивальди и музыке Астора Пьяццоллы. Это безумно красивая история! А еще есть постановка по пушкинским «Цыганам»…
И мне нравится, что эти спектакли существуют. Сама я занята только в одной постановке — это «Антигона» Софокла. Там я играю практически все роли за исключением хора. Больше не успеваю — иначе придется отменять все собственные гастроли. Но и в сольных концертах я существую на сцене по правилам театра, а не по правилам эстрады. Драматургия заложена в песнях. Я могла бы говорить между ними, я хорошо умею это делать, и когда у меня бывают не концерты, а творческие вечера, рассказываю много разных историй. Хоть час буду говорить, и меня не остановить! Но на концерте играю не я - играют песни. И мое уважение к этим песням столь велико, что я им доверяю. Я знаю, что невидимое общение через эту поэзию и эту музыку сильнее обычного разговора. Это и театр представления, и театр переживания. 
 — В своем театре вы выбрали самую сложную форму — камерную сцену. Между тем на концертах вы в одиночку «держите» тысячный зал…
 — Мне нравится масштаб больших театров, я люблю эту тишину в зале, когда несколько сотен человек внимают каждому слову актеров. Но камерное пространство для артиста — куда больший экзамен на мастерство и умение избежать фальши в каждой секунде существования на сцене. Поэтому камерные театры я особенно люблю — и особенно люблю бывать в них зрителем. Хотя вы правы, накануне я работала в зале на 1200 мест, и все было нормально. Но я подумала, что наши зрители получат чуть больше, если будут приходить в малый зал.
 — Наверняка некоторые артисты вашего театра пытаются работать с интонацией «под Камбурову».
 — Есть спектакли, к которым я не прикасаюсь, не вмешиваюсь в творческий процесс совершенно. Конечно, во время подготовки спектакля «Капли датского короля» по Булату Окуджаве я невольно занималась с исполнителями, которые вошли в эту постановку. Но это была исключительная ситуация. Песни Булата Окуджавы — это то, с чего я начинала. И этот спектакль, по сути, мой — это моя идея, моя страсть. Теперь хочется продолжить эту серию спектаклей — нерукотворных памятников тем, кто мне дорог, посвящениями Давиду Самойлову и Юрию Левитанскому.
 — И все же очень хочется, чтобы культура исполнения, которую вы принесли на русскую сцену, не была утрачена. Скажите, есть ли тот, которого вы считаете своим учеником?
 — Я сама являюсь учеником всех людей и явлений, которые меня потрясали в жизни. По этому же принципу я надеюсь, что, возможно, в моем окружении найдутся более молодые музыканты, которые подхватят мою интонацию. По крайней мере, есть люди, которые говорят, что мой опыт вдохновил их, дал им ориентир в работе на сцене. Но на то, чтобы специально готовить учеников, пока нет времени. Получается, готовлю только своим примером. Но это тоже большое учение. .. Хотя ученик — это было бы интересно. Когда ты кого-то учишь, ты, может быть, сам еще больше учишься.
Новое — в классике
 — Концерт завершился песней на стихи Лермонтова «Парус». Все та же тема неуспокоенности, исступленного желания чувствовать. Это был момент импровизации?
 — Нет, я заранее решила, что спою «Парус» в Ижевске. Эта песня мне очень дорога. Но, как ни странно, много неприятностей для меня с ней связано. Я начала ее петь в те годы, когда началась волна эмиграции в Израиль. И разным начальникам показалось, что эта песня — призыв для всех отъезжающих!..
 — Вся поэзия, которая прозвучала на концерте, создана другим поколением. Сегодня вы слышите стихи, которые хотели бы петь?
 — К сожалению, очень мало. Сколько мне дают слушать! В театр все время приносят демо-записи. Но очень трудно найти что-то «свое». Есть интересные авторы, например, Борис Рыжий, но я понимаю, что он - отдельно от меня. Как правило, нахожу что-то новое в классическом. Ведь к моим услугам поэзия, написанная за двадцать веков… Это не значит, что сейчас все безнадежно. Думаю, это просто такая полоса, которая закончится появлением нового поэтического поколения. 
 — Гастроли вашего театра вряд ли случатся в ближайшее время — дорогое это удовольствие. А с чем вы можете приехать к нам в следующий раз?
 — Сейчас я работаю над новой программой. Это будет концерт-дуэт с Никитой Высоцким, посвященный его отцу, Владимиру Высоцкому. Он читает стихи, я пою. И знаете, я снова и снова нахожу в Высоцком то, что мне очень близко. И я вдохновила Никиту начать петь. Оказалось, у него очень приятный голос, и по тембру, и по манере напоминающий отца. И в четырех песнях он тоже будет петь.
Если интересно — приходите.

Удмуртская правда
Алиса Чудова, 12.12.2008

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100