Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Королева печали

Разговор с Еленой Камбуровой накануне юбилея

К песням-моноспекталям Елены Камбуровой каждый приходил поодиночке, потому что открытие ее - процесс очень личностный, и услышать ее вживую мы могли лишь в небольших студенческих аудиториях и заводских клубах. Но уже тогда этот голос звучал далеко за их пределами. Он звучит вот уже сорок лет, и только крепнет.
С Еленой Камбуровой беседует обозреватель «Известий».
известия: У Шаляпина была особая, неповторимая интонация вздоха. У вас — своя интонация. Сейчас я имею в виду не поэтическое поле, а интонацию буквальную: трепет, вибрацию голоса, которые вызывают ответную дрожь. Как вы этого добились?
Елена Камбурова: Это пришло инстинктивно, от желания максимально выразить материал. Мне важно было сделать такую паузу и так произнести слово — как бы вынянчить его в тишине. Тогда во всем была жесткая цензура, и для меня неожиданно прозвучали слова одного партийного функционера из Барнаула. Он сказал ключевую вещь: «Мы ведь тоже говорим с народом, но вам почему-то верят больше». Им-то казалось, они знают, как с этим народом надо разговаривать. Оказывается, не так все просто.
На первом же показе моей сольной программы, в которую входили обкатанные перед студенческими аудиториями песни — «Гренада», «Орленок», «Трубач», именно они вызвали дружное неприятие официальной комиссии. 
Я их донесла как трагические произведения, ведь в каждой поется про уход юного существа. А ведь все-то привыкли, что они звучат бодро. Тогда моя доброжелательница среди редакторов телевидения, которая услышала в моем исполнении «Там вдали, за рекой», решила показать это автору слов — эстонскому поэту Николаю Коолю. Была уверена, что ему понравится, и мы заручимся серьезной поддержкой. Позвала женский хор, который с одной бодрой интонацией и спел эту песню. А у нас же с Ларисой Критской там такой вокализ — то ли пение, то ли плач, с паузами, с нюансами отношения. .. Автор сказал: «Хор поет хорошо, боево, а вот эти барышни — мрачно».
Иной раз и сам автор может исполнять свое произведение беднее того смысла, который оно содержит. Я была на радио в тот самый момент, когда студенческий ансамбль под руководством Сергея Никитина записывал ту же «Гренаду». Боже, думаю, такая поэма, здесь столько тонкостей… Погоня, убийства, отряд не замечает потерь, скачет вперед, некогда оплакивать, и «Лишь по небу тихо сползла погодя на бархат заката слезинка дождя»! Сама природа оплакивает эту дисгармонию мира! И когда зашла речь о записи, с аранжировщиком был спор. Он: да нет, тут идет вот так, почему нужно расширять? И все-таки пошли мне навстречу и сделали два расширения. Интонация — это практически все. Помните анекдот:"За что мне такие неприятности, ведь я же пел Маяковского и Свиридова: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть…». Но он пел не с той интонацией — я знаю (?) город будет (?)…
и: Это как «сказали бы просто: „Пива нет“, а они: „Пива не-е-т“?!»
Камбурова: Потеря интонации — большая драма. Драма русской культуры. Я всегда стремилась найти главное в фразе. И этому главному дать солировать. Укрупнить его. У меня появилось много собственных терминов. Может быть, я открывала Америку. Например, не звук, а тень звука. Гений Шаляпина в том и заключается, что он, работая без микрофона, имел такую палитру интонаций! Идет поток звука, им трудно управлять. Вот рисунки: в них что-то главное — всадник, лошадь, что-то второстепенное.
и: Лариса Критская вам помогала в этом?
Камбурова: Мы, конечно, вместе искали, где пианиссимо, где — форте, где должен быть аккомпанемент прозрачный, где он должен уходить в кусты. Лариса с консерваторским образованием, у нее пианистический талант и талант аранжировщика, она же не могла быть просто аккомпаниатором, поэтому иногда так начинала солировать, что тебя как волной морской накрывало. И уходил смысл cлов.
и: В интермедии Винокура: «У меня слова не главное — у меня музыка главное». У вас-то — слова главное. Хочу о словах. У Шефнера: «Много слов на земле, есть дневные слова, в них весеннего неба сквозит синева, есть слова словно раны, слова словно суд, с ними в плен не сдаются и в плен не берут». Вы какие слова любите петь?
Камбурова: Думаю, все-таки разные. В палитре моих слов и боль, и радость, и печаль… И хотя меня окрестили певцом печали, я все же существо оптимистическое. Мне частенько, конечно, приходилось слышать, что с такими песнями сражение не выиграть, но, может, с ними можно выиграть что-то глобальное, не просто конкретное сражение. 
и: Понимаю, о чем вы: если бы люди читали хорошие книги, слушали хорошую музыку, то они были бы другими, и страна, возможно, была бы другой… Но разве это не утопия?
Камбурова: А я в этом уверена! Есть тут еще великий парадокс: слушают многие, а слышат единицы. Те, у кого есть дар слышать, они и способны сострадать, способны к милосердию, качествам, которые даны существам высокоорганизованным. Боже мой, думают они, как же я не помог этому человеку… Мог, а не помог.
и: Какие книги вам хочется перечитывать?
Камбурова: Для меня особенно ценны те книги, в которых все над бытом, поэтому — «Игра в бисер» Германа Гессе, произведения Воннегута, Гамсуна, Кафки. Хочу уже в этом возрасте — этой своей душой, не знаю, пониманием ли - перечитать Достоевского.
и: Бывают книжки, которые лучше не трогать…
Камбурова: И это есть. А есть книги на все времена — «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Маленький принц» Экзюпери. Это как заповеди, данные человеку Господом Богом. Встал утром, убери свою планету. Это ли не цель?
и: У меня подозрение, что вы вообще себя взрослой-то и не чувствуете?
Камбурова: Это, кстати, довольно большая драма. Естественно, возраст берет свое, ты уже и выглядишь не так. У меня абсолютно молодой театр, я представляю себе, какая я для них древность. Они не понимают, что внутри-то мне не больше тридцати.
и: Считается, что самые тяжелые камни люди ворочают в детстве. Может быть, кто-то, не приведи Господь, в старости. Вы когда самые тяжелые свои камни ворочали?
Камбурова: У меня были очень тяжелые годы в 17-19 лет. Я ушла из института, приехала в Москву, не поступила в «Щуку», работала, спала в неотапливаемой комнатушке. Непросто. Но, с другой стороны, ничего ужасного не было. Я была на свободе. Меня никто не унижал. Никто не допрашивал в застенках. Мы были молоды. Самая гениальная фраза — «все относительно».
и: Вы работали с крупными композиторами — Таривердиевым, Дашкевичем. Чему у них научились?
Камбурова: То, что Таривердиев так свою музыку составил, что там слову очень вольготно дышится, — это же огромное счастье! «Я такое дерево… я хочу тянуться в небо. Не потому, что я лучше других деревьев…»
Нас познакомили на радиостанции «Юность». Непростые были отношения и закончились непросто, но главное — эти песни были! И не только были, боже мой, я и сегодня пою, особенно моя любимая — «Попрощаюсь, и в седло с порога! В детстве я любил скакать в Марокко…» Про дельфинов. Мне всегда было грустно, что в этих новеллах, балладах, где такое огромное значение имеет слово, от него идет импульс, где музыка — фон, имя Григория Поженяна остается в тени. «А дельфины — это те же дети: плачут, если их заманут в сети. Не кричат, не рвут капрон, а плачут…»
и: Как вам вспоминаются Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Леонид Енгибаров?
Камбурова: Леню Енгибарова я очень любила, но плотно мы общались только в последние двадцать дней его жизни. В мае 1972-го мы встретились в Марьиной роще, в его деревянном домике, где он жил с мамой. Малюсенькая однокомнатная квартирка, их должны были переселить, но его это вообще не волновало. Он рассказывал, как он видит наш будущий спектакль. Он был готов к такому альянсу, а я нет. Я в то время не могла бы ему соответствовать. Сейчас могла бы. Леня был маленьким принцем, человеком над бытом.
и: Вам симпатичны такие люди, которые над бытом?
Камбурова: Конечно. Самойлов — удивительный, я с ним мало общалась, но чувствовала, что он хорошо ко мне относится. Присылал открытки поздравительные, с днем рождения и на Новый год. Первый позвонил и поздравил с телепередачей. Левитанский — большой ребенок. Очень любил родителей и был хорошим сыном. Он жил на другом конце города, а ездил на «Аэропорт» к родителям с авоськами, с едой. И потом, когда у него появилось трое детей, именно он ходил по магазинам. Сейчас перечитываю его стихи — какая философия жизни человека на земле.
и: На вопрос о любимых исполнителях Окуджава назвал два имени: Луи Армстронг и Елена Камбурова.
Камбурова: Было такое.
и: Вы могли бы спеть стихи Ивана Жданова?
Камбурова: Думаю, да. Иногда я жажду подсказок, они и в первый период жизни очень шли на меня. Раз мне дали целый цикл Новеллы Матвеевой. Это была подсказка судьбы. Мой педагог из циркового училища — Сергей Андреевич Каштелян просто на блюдечке принес.
и: А Матвеева как отнеслась к вашему исполнению?
Камбурова: Сначала плохо. Даже не столько она, сколько ее муж Киуру. Он сказал: «Ничего придумывать не надо, уже все придумано. Слова написаны, мелодия написана». Вот тут-то я еще раз поняла, что интонация — это все. Она же поет таким голоском, как юродивые поют, очень трогательно. Я не сразу привыкла к ее исполнению. 
и: А она когда привыкла к вашему?
Камбурова: Через какое-то время позвала меня на свое выступление. 
и: В детстве услышала голос Бабановой и влюбилась в него. Можно узнать из сотен. А вы можете, допустим, подойти к человеку и сказать: знаете, у вас такой потрясающий голос, идемте в мой театр?!
Камбурова: Голос — великая сущность. У меня был режиссер Влад Дружинин. Потрясающий голос. Такой, казалось, должен принадлежать рослому, большому, широкоплечему мужчине. А нет. В старом театре голос ценился в первую очередь. Внешность-то можно нагримировать! Михаил Чехов так менялся в образе, что не мог не быть другим и в голосе. Для меня если голос вибрирует — это голос, остальное так, звук. Красивый, он похож на реку — с перепадами, с вибрацией, как у оперных певцов. Была такая английская певица, контральто, Кэтлин Ферриер, которая прожила немного. Какая культура звука, какие интонации, какая вибрация. ..
и: Лена, вы учитесь у своих учеников?
Камбурова: Вообще, ученик и учитель — очень относительные понятия. Пикассо говорил: я не ищу, я нашел. Не все из того, что нашел Пикассо, близко моей душе. Я всю жизнь ищу, считаю, что это пожизненное состояние человека.

«Известия»
Гузель Агишева, 9.07.2010

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100