Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
«У меня один диктат — хороший вкус»

Елена Камбурова объявила бой попсе и вандалам

У народной артистки России Елены Камбуровой юбилей. Поэтому до конца лета актриса исчезла из Москвы, но нам удалось ее поймать в последний день сезона в Театре музыки и поэзии, которым она руководит, и расспросить о современной эстраде, о поэзии, в общем, всем том, что составляет главный смысл камбуровской песни.

 — Елена Антоновна, эстрадная песня сильно изменилась с того времени, как вы впервые вышли на сцену. Разумеется, эти перемены во многом связаны с изменениями в общественной жизни страны, крушением советской системы, открывшимися границами и т. д.?
 — Здесь важна и обратная связь. Не надо забывать, что и песня тоже влияет на социальные настроения общества. Если говорить об эволюции, то у меня своя трактовка этого понятия. В науке, технике под эволюцией мы понимаем некий прогресс, движение в лучшую сторону. А песня — это живое существо. Она живет на земле уже много веков и жанрово не очень меняется: все те же баллады, романсы, новеллы. Когда я делала первые шаги, друзья, музыканты, уже тогда понимали, что песни, с которыми я начала выходить на сцену, отличаются по сути и по форме от того, что властвовало на эстраде.
 — В чем, по вашему мнению, было отличие по форме?
 — В первую очередь, в стихах, в качестве поэтического текста, положенного в основу песни. В то время широко звучали, например, песни в исполнении Майи Кристалинской. Добрые, нежные, но они не были «моими». Уровень поэзии, который увлекал меня, был принципиально иным. Тогда это тоже было эстрадой. Сегодня эстрадой считается то, что мы называем «попсой». Простите, но, с моей точки зрения, это вырождение. Песня пришла к людям как возможность эмоционально высказаться, поделиться своими чувствами, страстями, болью, надеждой. Многие лучшие наши романсы писались на слова великих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Позже романсу подарили свои строки Апухтин, Алексей Толстой… Даже в кабаках и ресторанах начала 20 века пелись прекрасные романсы, песни особого жанра, который можно было бы определить как шансон, если бы не сегодняшний ярлык, прилепившийся к этому слову. Иногда я вижу на попсовых тусовках выдающихся деятелей нашего театра, кино, литературы. Вижу и диву даюсь: неужели они хорошо себя чувствуют в этой обстановке? Может быть, им хочется таким образом засветиться? Ведь они не могут не понимать, как чудовищно то, что они как бы поддерживают своим присутствием…
 — Вы говорите о светских играх элиты?
 — Да. Я в этом отношении себя щажу, не принимаю в этом участия. Очень хочется защитить лучшие песенные традиции, защитить русское слово. К сожалению, сегодня все чаще уродливое становится нормой. Не говорить об этом я не могу, должен оставаться хотя бы некий очаг сопротивления. Слава Богу, у меня есть такая возможность, я достаточно много езжу по разным российским городам.
 — А по каким?
 — В первую очередь, это большие города. В том же Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге у меня сразу возникает контакт со зрительным залом. «За бортом», к сожалению, остаются те города, где на волне перестройки заниматься организацией гастролей начали новые люди — как бы антрепренеры. Иногда они видят меня по телевидению или слышат по радио, но не хотят рисковать, боятся, что я не соберу полный зал. Хотя недавно, в одном городе все-таки рискнули и были потрясены колоссальными сборами и переполненными залами. Значит, эти люди — тоже мои зрители и не все потеряно.
 — Наверное, начиная свой путь в искусстве, вы не думали, что когда-нибудь может сложиться подобная ситуация в музыке, литературе, кинематографе, когда доминируют пустота и пошлость? Насколько я знаю, в юности вы хотели быть драматической актрисой?
 — Да. Но произошел поразительный во всех отношениях случай, решивший мою судьбу. Я не поступила в Театральное училище имени Щукина и чтобы не терять год, поступила в Училище циркового и эстрадного искусства. И там мой учитель Сергей Андреевич Каштелян принес мне кассету с записями песен Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы.
 — И вы запели сами…
 — Петь я всегда любила. Но при этом очень смущалась. Была масса разных детских комплексов. Стеснялась публичности. Музыке практически не училась, хотя очень хотела. Словом, «мы все учились понемногу…»
 — Вы пришли на эстраду во время расцвета бардовской песни?
 — Да, был конец «оттепели». Начиналось закручивание гаек. А я увлеклась песней, такой, какую мне хотелось петь. Я сразу почувствовала разницу между тем, к чему я стремлюсь, и тем, что в ту пору было в моде. Я помню, как мои друзья говорили мне: «Секрет твоего успеха в том, что ты поешь песни, которые нравятся студентам». Быть может, в этом была некая правда. В принципе моя аудитория завоевывалась постепенно.
 — Ваш репертуар складывался из поэзии ХХ века?
 — Это была целая планета песен Булата Окуджавы, поэзии Новеллы Матвеевой, Юрия Левитанского, музыки Микаэла Таривердиева и Ларисы Критской. Все это очень крепко меня держало. И давало возможность в рамках этих песен быть в равной степени певицей и актрисой, потому что актерские задачи были для меня не менее значительными, чем вокал.
 — Поэтому каждая песня в вашем исполнении своего рода маленький спектакль?
 — Позволю себе сказать, что мне это диктовал избранный мною жанр. Начался он практически с песни «Баллада о смерти Ивана Грозного» Сергея Никитина на стихи Давида Самойлова, попавшей ко мне. Там есть прямая речь, идущая от лица звонаря, и мне показалось, что песня прозвучит лучше и ярче, если я буду играть этого звонаря…Потом у меня стало появляться все больше и больше таких песен. В результате большая часть моих песен стала актерской.
 — Нынешняя эстрада, как и телевидение, стали самой массовой культурой, хотя слово «культура» мало вяжется с тем, что преподносится с телеэкрана и эстрады.
 — Думаю, все не случайно. Это плоды определенной целенаправленной политики. Массовым, я думаю, становится то, во что вкладываются большие деньги. В наше время в эстраду вкладываются баснословные суммы, снимают идиотские клипы, раскручивают малоодаренных людей…А эти деньги могли бы пойти и на то, чтобы открывались настоящие таланты…Основная же, главная причина — это тотальная, чудовищная безнравственность, если точнее, безнравственность определенной группы людей, имеющих возможность навязывать свои позиции, внедрять их в умы граждан. Вспомните — вы садитесь в такси, и что вы немедленно слышите? Попсу…Я сразу прошу водителя выключить это. Но я не могу выключить это безобразие для всей страны. В моей практике не было случая, чтобы я услышала в машине фортепьянную музыку, романсы, песни Булата Окуджавы. А ведь во взрослую жизнь пришло новое поколение, которое с детства ничего другого не слышит, кроме попсы.
Знаете, прежде у нас были советские идеологи. Многое, из того, что я тогда делала, считалось антисоветским. А сегодня возникла новая идеология — как средство притупления сознания и духовных ценностях. Мне не довелось говорить с теми, кто формирует эту идеологию. Но, я уверена — они существуют, как существуют созданное ими направление. Раз оно имеет место быть и процветает, значит, поощряется. Иначе бы не сложилась столь благоприятная ситуация для вандалов, разрушающих нашу культуру.
 — В эстрадном искусстве сложилась каста «неприкасаемых» вне зависимости от уровня их дарования…
 — Я не принимаю ситуацию, когда все замыкается на одной персоне, пусть сверхталантливой. Выбирается кто-то один, на него работает реклама, пресса. Остальных отодвигают в тень.
 — Трудно руководить театром, в название которого вынесено ваше имя?
 — Актерам и режиссерам всегда хочется играть что-то им близкое, учтите этот момент, и присутствие моего имени в названии не влечет за собой никакого диктата для них, кроме диктата хорошего вкуса. Помещение нашего театра невелико. Но в сегодняшних условиях, когда аренда стоит безумно дорого, иметь возможность выступить на своей сцене — это уже немало. К счастью, Комитет по культуре правительства Москвы финансирует наши спектакли. Это великое дело.
 — Вы снимались в кино. Я видела вас в документальной картине о Высоцком, по-моему, это был первый фильм о нем?
 — Да, в 1986 году в Киеве у режиссера Владимира Савельева. Я отказывалась сниматься…
 — Почему?
 — Меня не устраивала концепция, предложенная режиссером. Состояла она в том, что Высоцкий прекрасен, уникален, и не надо после него больше никому петь его песни! То, что он сделал, неприкасаемо…По замыслу режиссера я вроде бы пытаюсь что-то сделать с его песней, но в конце концов понимаю, что это невозможно. И говорю в кадре об этом.
Я предупредила режиссера: «Все равно скажу то, что считаю нужным». И сказала во время съемки. На монтаже благополучно отрезали эту часть моего текста, и в результате получилось, что я сказала то, что они хотели! Можете себе представить мою реакцию? Я была вне себя. Помню, как Семен Владимирович Высоцкий, отец Володи, сказал мне, увидев картину: «Что же они вас так подставили?»
 — Где вы еще снимались?
 — В свое время известный по фильму «Бумбараш» режиссер Николай Рашеев снял после «Бумбараша» картину «Заячий заповедник». Это была талантливая сатира с участием замечательных артистов. Высокопоставленные руководители советской кинематографии не оставили камня на камне от фильма.
 — И ленту положили на «полку»?
 — Да, что, естественно, очень ударило по Рашееву. Тем не менее, разрешили запуститься со сценарием «Театр неизвестного актера». Снимались Евгений Лебедев, Михаил Казаков, Виталий Шаповалов. Я прошла пробы на главную роль. В Киеве меня утвердили, но тогда актеров на главные роли утверждали и в Москве. Вот тут меня остановили словами: «Хватит нам Чуриковых!..»
 — Звучит даже лестно.
 — Но Рашеев не отступил. Он разделил роль на две половины, две ипостаси. Лирическая досталась другой актрисе. Что касается меня, то режиссеру было важно, чтобы именно я прочитала в конце монолог Антигоны. Поэтому я снималась год, так что опыт работы в кино у меня есть.
 — Во многих картинах вы пели за кадром.
 — За кадром больше, чем в ста фильмах, и я очень люблю этот вид работы.

Беседу вела Эльга Лындина

«Трибуна»
15.07.2010

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100