Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Нужны трагические актеры

Счастливцев. После я в комики перешел-с. Да уж очень много их развелось;образованные одолели:из чиновников, из офицеров, из университетов —все на сцену лезут.Житья нет. Из комиков-то я в суфлеры-с. Каково этодля человекас возвышенной душой-то, Геннадий Демьяныч? В суфлеры! Несчастливцев (со вздохом). Все там будем, брат Аркадий. 
Счастливцев. Одна была у нас дорожка, Геннадий Демьяныч, и ту перебивают.
Несчастливцев. Оттого, что просто; паясничать-то хитрость не велика.А попробуй-ка в трагики! Вот и нет никого.А. Н. Островский. «Лес»


Часто я задаю сам себе вопрос: а зачем нам, жителям России, в настоящее время нужны театры? Внятного ответа я, к сожалению, дать себе не могу. Театров сейчас тьма-тьмущая, а вот какой от них толк? Какую смысловую и идейную нагрузку они в себе несут? Какое место они занимают или должны занимать в обществе?
В резиновом городе Москва есть театры всех видов: драматические, музыкальные, антрепризные, авторские, кукольные… Есть и такие, к которым никогда не подберешь точного определения. Но, несмотря на все вышесказанное, найти театр и спектакль для душевного труда, с нетривиальной драматургической основой, да и ещё и с хорошей режиссурой и актерскими свершениями становится всё труднее и труднее.

… Есть в Москве по-настоящему восхитительный, волшебный, живой и очаровательный театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой — театр со своим, что немаловажно, индивидуальным, неподражаемым лицом. В этом театре идут совершенно разные, не похожие друг на друга спектакли, да и не спектакли вовсе, в их привычном понимании, а произведения Сцены. Среди них: поэтические вечера, концерт-фантазия, концерт без слов, спектакли для детей и спектакли на драматической основе. Кажется, всем жанрам находится место в этом маленьком, по-домашнему уютном театре. Данный творческий коллектив живёт, работает, дышит, ищет своего зрителя. И успешно его находит. 

Достойнейшее место в репертуаре театра занимает спектакль «Антигона» с Еленой Камбуровой в главной роли. О нем и пойдет речь в настоящей статье.

Прежде всего, возникают вопросы: Зачем нужен драматический спектакль в театре Музыки и Поэзии? Для чего Елена Камбурова решила примерить на себя прокрустово ложе драматической актрисы? Почему все роли в пьесе Софокла Елена Камбурова исполняет сама?

А роли-то не из легких, и их немало: Антигона, Исмена, Креонт, Эвредика, Гемон, Тиресий, стражник. 

Сам спектакль весьма прост, его идея построения лежит на поверхности. Как говорится, бери его голыми руками. Тут и глубоко думать не надо. Зрители сидят амфитеатром, а перед ними — античная сцена — пустое сценическое пространство, заканчивающееся колоннами. Над колоннами — маски, которые ещё больше усиливают связь с древностью. Во времена Софокла актёры играли только в масках. На сцене находится скудный реквизит, скромно помогающий разыгрывать трагедию Софокла.

Разыгрывают двое: Елена Камбурова и Мохамед Абдель Фаттах. Актриса, как уже говорилось, являет собой сразу всех персонажей, актер выступает в роли хора. Хор способствует камертону спектакля определить то или иное его звучание. Он же помогает зрителям наиболее точно воспринять происходящее на сцене: в одном случае хор объявляет выход персонажа, в другом — предопределяет смену событий и т.д.

Но вернемся к исполнителям. Вернее, к исполнительнице. Для того чтобы раскусить режиссерский замысел и ответить на вопрос: почему она — Елена Камбурова — одна за всех? — обратимся к сюжету.

На первый взгляд, сюжет трагедии Софокла, а значит и спектакля незатейлив. 

Только что закончилась междоусобная война, в которой погиб брат Антигоны — Полиник. Царь Креонт, дядя Полиника, запрещает кому бы то ни было предавать его тело земле, т.к. тот является изменником родины. Антигона нарушает запрет могущественного правителя — хоронит брата, в наказание за это ее должны замуровать в пещере. Приговору царя женщина предпочитает смерть. После чего следуют самоубийства и иных близких родственников тирана, его жены и сына.

Несмотря на сказанное основная тема спектакля заключена не в делах одного, пусть и сиятельного семейства! Перед нами лобовое столкновение власти и народа. Власти в лице Креонта, народа в лице Антигоны. Первый жестко и уверенно отстаивает интересы государства, вторая твердо следует обыкновенным жизненным принципам. Столкновением характеров сильных людей, более того — сверхличностей обличается суть трагедии, наряду с этим, делается акцент на таких непреходящих вещах, как умение прощать, быть милосердным, благородным, оставаться честным и порядочным человеком.

Софокл в «Антигоне», прежде всего, заостряет внимание на проявлении человеческих качеств в тупиковых, неразрешимых конфликтных ситуациях, где одной из сторон, а желательно, обеим, необходимо найти в себе силы уступить и простить. Автору важно не рассказать конкретную историю, а исследовать процесс борьбы интересов, сражение добра и зла, поведение людей, выступающих в роли подавляющего и подавляемой. Кто победит? Будет ли означать победу самоубиение соперника по смертельному спору? Самоубийство провозгласит ли поражение?

Маски сорваны, нервы оголены, трагедия доведена до абсолюта.

Вновь зададимся вопросом. Теперь таким: как достоверно сыграть подобную сверхтрагедию, да еще и с невыдуманными корнями, в наши — кривозеркальные — дни? Где взять трагических актёров, достойных персонажей Софокла? Ведь истинную трагедию не изобразишь, не сыграешь. Дабы все происходящее выглядело со стороны не придуманным — только что за обедом, — не пустяковым, а извечным и событийным, нужно не лицедействовать, а проживать, пропускать чужие судьбы через себя.

Можно, конечно, скрыть сущность повествования за какими-либо бессмысленными, псевдогениальными режиссёрскими придумками, которые будут не концентрировать внимание зрителя на сути вещей, а, наоборот, отвлекать его от основополагающих мыслей. Но создатели «Антигоны» Софокла из театра Музыки и Поэзии не пожелали пойти по этому, основательно проторенному их современниками лже-пути. Они благоразумно поняли, что спрятаться от зоркого глаза публики им некуда, что на расстоянии вытянутой руки (от зрителя до актера) даже минимальная фальшь видна и губительна.

И было принято единственно верное решение: доверить все роли, без исключения, одному исполнителю — Актрисе, многократно творчески доказавшей не только свою состоятельность, как художника, но и тесную взаимосвязь с самыми тонкими материями человеческой души и духа. Камбурова — певица, но в основе ее пения — драматургия — драматичность, а порой — именно трагедия. Но трагедия не побежденного слабака, согнутого до земли волей обстоятельств, а Личности, не смиряющейся с жестокими и несправедливыми — неправедными — требованиями окружающей действительности, но, увы (в том и трагедия, не столько самой Личности, сколько общества), не побеждающей, а предаваемой изоляции и даже забвению. 

Беда в том, что забвению предается не столько сам человек — художник, сколько то, чему он себя посвятил, то, что является основой его творчества.

Но художник, в данном случае Елена Камбурова, не смиряется, а противостоит, пытается понять — в том числе и своих погубителей.

Вот почему Камбурова сама играет все роли, вот почему это кажется, более чем оправданным. Ей веришь — веришь ее глазам, жестам, интонациям. Актриса виртуозно, органично и стремительно, переходит от одного образа к другому (выпускает из себя непокорную юную деву и тотчас влезает в шкуру престарелого деспота, и т.п.). Переходы эти настолько незаметны, а действующие лица настолько не похожи друг на друга, что местами ловишь себя на мысли: а одна ли Елена Камбурова играет всех этих давно покинувших землю, но благодаря гению Софокла обретших бессмертие персонажей?

Камбурова одна. На сцене — только одна единственная трагическая Актриса. На сцене — Антигона, Креонт и другие. 

Точка. А за ней послесловие:

Когда-то, в далёкие годы, на Б. Пироговской, 53/55, в маленьком помещении кинотеатра «Спорт», как раз и давшем жизнь Театру Музыки и Поэзии, я смотрел пустяковый фильм «Как стать звездой», в котором говорилось о зарождении в нашей стране того, что ныне именуется шоу-бузнесом. Прошло время. Теперь всё — шоу, и все — звезды. Музыки и Поэзии почти не осталось. Исчезают и настоящие актеры, способные играть не только псевдо-смешное, но и по-настоящему трагическое.

Впору снимать новый фильм: «Как стать и как остаться трагическим актером»

Как тут не вспомнить Островского? Смотрим эпиграф…

ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР»
Леонид Новиков, 20.12.2010

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100