Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»

У Елены Камбуровой особые отношения с музыкой — она для нее в каком-то смысле продолжение веры. Возможно, поэтому ее песни — это всегда нечто большее, чем приятное времяпровождение, а звучание ее волшебного низкого голоса пусть на время, но преображает, погружая в состояние глубокого созерцания и сопереживания. В Москве у нее свой музыкальный театр, который, несмотря на свою полную противоположность мейнстриму, хорошо известен во всем мире. Каждый ее приезд в Саратов — как глоток свежего воздуха. Здесь у нее давно сформировался свой постоянный круг поклонников, которые любят ее, ходят на концерты. На предложение дать интервью «Взгляду-Православие» Елена Камбурова согласилась сразу, только спросила: уверены ли мы, что она сможет соответствовать? Спросила искренне, но мы уверены…

ШОСТАКОВИЧ И ПРОТЕСТАНТСКИЙ РОК

 — Елена Антоновна, бытует мнение, что сцена и вера плохо сочетаются и люди, связанные с искусством, театром, редко доходят до храма. Это стереотип или так на самом деле происходит?
 — Есть великая и самая главная для меня фраза: «Узнаете их по плодам их». Если театр занимается разрушением человека или человек на сцене исполняет песни, которые абсолютно ничего не дают душе, то плоды такого искусства очевидны. Но искусство и вера — не всегда антиподы. Очень многие стихи имеют прямое отношение к Православию — вспомним лермонтовскую «Молитву», «Пророка» Пушкина… Или просто лирические стихи, которые внешне отношения к Православию вроде бы не имеют, но по сути близки к нему, поскольку говорят о любви как о главном счастье в жизни человека на земле. Хотя опять же, смотря о какой любви…
Есть песни, которые не являются по форме духовными песнопениями, но в них есть главное — добро, тепло и свет. Поэтому все зависит от того, что это за искусство и что за люди. И я всегда очень разделяю — смотрю, дает ли эта песня или стихотворение что-то моей душе или нет. В музыке очень важно звучание, интонация. Когда звучит Чайковский, его музыка не разрушает меня как человека, я не становлюсь агрессивнее от того, что слушаю ее. А вот звучание тяжелого рока не имеет отношения к Православию уж точно. По крайней мере, для меня…
 — Вы не признаете рок из-за грубого звучания ударных?
 — Ударная установка в музыке была всегда. Вспомните Ленинградскую симфонию Шостаковича — там ударные играют большую роль, демонстрируя вот эту чудовищную сторону жизни человека на земле. Это краска очень мощная, но когда она становится жестким каркасом, основой всего произведения, то начинает действовать на человека физиологически. Когда люди слушают стихи внутри рока, то большую часть из них, я уверена, просто не слышат — даже если они направлены на что-то очень доброе по своей сути. Ритмическая организованность — это основа жизни. На ритме основан пульс человеческого сердца. И, тем не менее, мне очень трудно находиться в зале, где зашкаливают децибелы и слышен лишь один отбойный молоток без пастельных красок и роздыхов.
Но рок, конечно, бывает разный. Я была с гастролями в Америке, и там мы зашли на экскурсию в протестантский храм. Небольшой рок-ансамбль играл что-то оптимистичное, а прихожане, чуть раскачиваясь, пели про то, что все будет хорошо. Это был именно рок, но там он не звучал надсадно и тяжело.
 — Вам понравилось?
 — Во всяком случае, меня ничего не раздражало. Но, знаете, прихожане были похожи на детей, все постоянно улыбались — совсем другая атмосфера, если сравнивать с нашим храмом. И, конечно, затаенность и концентрированная тишина православного богослужения мне ближе.
 — Вы говорите об избирательном подходе, но воцерковленных людей среди артистов объективно немного. Может, в самой артистической природе есть нечто, что мешает прийти к вере?
 — По всей видимости. Все-таки театр — это тяжелейшее атмосферное существование. Зависть, ненависть, постоянные обиды несоединимы с верой, но в театральной среде неминуемы, потому что существует эго, которого тоже не должно быть в Православии. Хотя опять же - театр театру рознь. Вот вчера у нас был вечер барда Веры Евушкиной — она, кстати, из Саратова (окончила филфак СГУ. — Авт.). Три часа прошли как одно мгновение — было много песен духовного содержания, песни-молитвы, и была интонация нежнейшая, чистейшая, и воздух был словно наполнен каким-то духовным озоном…

КОГДА МУЗЫКА НЕ ОТДЕЛЬНО…

 — Что-то подобное происходит и на ваших концертах — ваше пение так околдовывает, что у меня каждый раз возникает только один вопрос: как вам это удается?
 — Удается по любви. Песен я не пишу, просто выбираю из огромного числа то, что близко мне, — те произведения, в которых есть душевно-духовное настроение. И мне очень важно, чтобы они прозвучали так, как они того заслуживают. Поэтому так происходит. И я очень надеюсь, что люди выходят с моих концертов с просветленными лицами, и у них не возникает желания ни ломать вагоны метро, ни бить машины, ни принимать наркотики…
 — Думаете, театр действительно способен погасить человеческую агрессию? Не утопия ли это?
 — Наверное, утопия…
Вы знаете, есть такое свойство человека, для меня непостижимое, когда он воспринимает музыку просто как часть искусства, которая никак не влияет на его повседневную жизнь. Есть меломаны, которые слушают самую лучшую музыку, музыканты, которые играют потрясающие произведения. Кажется, что эта музыка должна их же и формировать, а этого не происходит. Музыка отдельно, музыканты — отдельно. И я всегда думаю: как же так? Ведь они в этом во всем существуют! Почему же музыка их не меняет?
Но так бывает. Человек может знать наизусть Достоевского, а в жизни быть совсем другим…
А бывает и наоборот — самый простой человек, который не начитан, многого не слышал, но в нем есть вот эта живая вода и ясное понимание хорошего и плохого.
 — А источник этой живой воды — он в чем?
 — Мне кажется, он может передаваться и потомственно, через воспитание. Если говорить о себе, то я училась, учусь и буду учиться у своих песен. Потому что в них заложено так много уроков. Возьмите Булата Окуджаву, его произведения — это школа добра и света. У меня через два дня будет вечер, посвященный целиком ему. И сколько бы времени ни прошло, у меня никогда не уходит вот эта вибрация нежного трепета, когда я начинаю петь его песни.
 — Мы много говорим о музыке, а какую роль играет в вашей жизни Церковь?
 — Огромную… Другое дело, и мне в этом неловко сознаваться, что моя церковная жизнь не всегда складывается так, как хотелось бы. Может, оттого, что я много езжу с концертами, отсюда суета, которая накрывает меня волной очень сильно…
Я уже говорила, что позавчера приехала с больших гастролей, месяц меня не было в Москве, и, конечно, все навалилось… Иногда думаешь: всё, иду в храм. Покупаешь цветы… Мне доставляет огромное удовольствие ставить цветы к иконам — к святителю Николаю, к Троеручице… Мне хочется устроить свою жизнь так, чтобы я хотя бы раз в неделю целиком отстаивала службу, мне это важно. Но часто по какой-то причине это оказывается сложно.
 — Есть мнение, что люди, выросшие в атеистических семьях, приходят к вере через потрясения…
 — Это понятно, потому что утешительное начало в храме очень сильно.
 — Сильнее, чем в музыке?
 — Да. Церковь дает основу жизни человека, понимание того, как нужно жить на земле и от чего необходимо избавиться. И не только объясняет, но и помогает избавиться, и в первую очередь через молитву. Молитва действенна. Каждое слово, произнесенное со вниманием и благоговением, обязательно действует на твою жизнь и что-то в ней меняет, вот в это и надо поверить. И даже тот факт, что мы живем здесь временно, нас не смущает, потому что и к самому приходу смерти мы относимся по-другому. Мы не становимся такими жадными, понимаем: ну купил ты три квартиры, пять вилл, а дальше что? Тебя не будет, ты ушел, и все это остается здесь. Зачем эта неумеренная жадность, которая процветает сегодня во всем мире и особенно в России? И это тоже все отбрасывается; Церковь — это огромная помощь для человека во всей его жизни.

ДОРАСТИ ДО ПЯТОГО ЭТАЖА

 — Есть вещи, от которых вам не удалось избавиться?
 — Мне трудно понять, что человек, который наносит мне обиду, делает это не оттого, что он плохо ко мне относится, а оттого, что это тоже его проблема. Трудно бывает примиряться, смиряться. Вот я вчера не могла уснуть — все думала, какие же мотивы были у человека, обрубившего посаженный мной виноград? Я живу в пятиэтажном доме, посадила чудесный вьющийся виноград — взяла побег у Юрия Роста (российский фотограф, журналист, писатель, актер, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание». — Авт.) и у себя посадила. И он дорос до пятого этажа и несколько лет радовал меня и всех окружающих. Безумно красиво. И вот злой человек, иначе нельзя назвать, его обрубил. Приезжаю с гастролей, смотрю — виноград мертвый, повисшие ветки… И я думала всю ночь: что же его побудило? Но так и не смогла понять…
Мне всегда говорили, что искусство формирует, преображает. Не знаю… И храм не всегда преображает, очень много формально верующих людей. А иногда человек может быть и некрещеным и при этом более добрым и сострадательным, более милосердным…
 — Кто из вашего окружения повлиял на ваш приход к вере и в целом на мироощущение?
 — Знаете, мои друзья были дружны с Александром Менем. И жизнь так складывалась, что я знала о нем и вот-вот должна была к нему попасть, но так и не дошла… Я бы сказала, что повлияли книги — я читаю много книг о наших юродивых, святых. Многие из них не широко известны. Меня потрясают их жизни, их приход к вере, который не всегда был обусловлен тем, что кто-то на них повлиял. Иногда влияет сам Господь — напрямую, без участия людей. Преподобный Серафим Саровский, Александр Свирский, блаженная Евфросиния Колюпановская, которая, будучи фрейлиной Екатерины II, в 18 лет вдруг поняла, что общепринятые ценности для нее ноль. И она все бросает, уходит, становится юродивой. Таких невероятных людей в России много, в этом смысле наша страна уникальна даже при всей ее нынешней грубости и пошлости. И для меня такие примеры — самые убедительные. А Киевские пещеры? Это же что-то невероятное. И ведь это все было! И поэтому — а почему мы должны ориентироваться на то, что сегодня происходит? Мы живем в вечном времени, и те ценности, которые были важны для них, не утратили и никогда не утратят своей непреходящей актуальности.
Но иногда сами служители церкви невольно смущают людей, отвращают их от храма. И меня порой, не скрою, вводят в грех осуждения. Ты заходишь в церковь, смотришь на священника и хочется видеть выражение его лица совсем не таким, потому что Православие — это добро и улыбка. Но вы приходите в храм — и вы пред Богом, и все остальное — такие ли люди, как вам бы хотелось, или не такие — по большому счету неважно.

«Саратовский взгляд»
Балаян Елена , 2.06.2011

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100