Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим

Рискуя оказаться невостребованной, Елена Камбурова подвижнически верна жанру поэтической, театральной песни и… собирает полные залы.

В советские годы она даже бодрую светловскую «Гренаду» исполнила как эпитафию мужеству героев-одиночек и упрёк обществу, которое не замечает «потери бойца». Культового «Орлёнка» спела с интонацией, в которой главным оказалось не «взлети выше солнца», а «в живых я остался один».

Интонация, как известно, и есть жанр. На российской эстраде Елена Камбурова сегодня, в сущности, монополист, способный показать в песне даже шёпот, ветер, дыхание. На концерте в Екатеринбурге она снова преподнесла публике «на свой необычный манер» (цитата из Ж. Бреля) балладу и популярную «Рио-Риту», молитву, романс, колыбельную.

 — А ведь ничто не предвещало в принципе сценического пути, — призналась певица в интервью для «ОГ». — Я не очень бойкий человек, стеснительный… Но в последних классах школы начались какие-то интуитивные поступки — подступы к сцене, которые выводили вроде на «свою тропинку», а оказалось — на «свою дорогу».

Судьба была встретить песни Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, которые были не совсем похожи на то, что звучало вокруг. Они мне очень понравились! А человеку свойственно делиться тем, что ему по душе. Правда, по душе в высшей степени, ещё со школьных лет, были и песни Клавдии Шульженко. Репертуар (весь!), сам образ очень достойный. К счастью, вовремя поняла: не мой жанр. Моё — песни Кима, Окуджавы, Дашкевича, Таривердиева, Критской.

Но просто выходить к зрителю и проговаривать текст под музыку — неинтересно. Важна интонация. Сначала появились «разговорные» краски, потом — ещё и актёрские. Всё вместе сложилось в жанр.

 — Его часто отождествляют с французским шансоном. Но, увы, случилась подмена понятий. То, что звучит сегодня на "Радио «Шансон»…

 — …ничего общего не имеет с песнями Жака Бреля, Жюльетт Греко, Барбары, Лео Ферре. Более того, это полная противоположность тому, что именуется «шансон». Если бы Франция узнала, что сделали с её, как теперь говорят, брендом, — подала бы в суд. Впрочем, и в самой Франции звучит сегодня не то по-настоящему, что являла собой французская песня в 60-70- х годах. Это был мощный сплав поэзии, музыки, исполнения! Интересное музыкальное решение сочеталось с удивительными аранжировками. И на сцену выходил не просто певец — актёр. Личность! Это даже не то, что сегодня у нас именуется «актёрской песней». Всё было много пронзительней. По-моему, за всю историю песни французский шансон 60-70- х - самое яркое явление жанра.

Мне повезло. Моё формирование совпало с этим периодом. Когда я только начинала, имела возможность бегать в Театр эстрады и видеть выступления французских шансонье. Это стало великой школой.

Сегодня в жанре под названием «попса» много талантливых людей, способных в принципе к шансону, но «попса» — иная культура, иной подбор и решение песен. А самое главное — то, чем я занимаюсь, не поддержано ни телевидением, ни радио. Это путь безвестности, невостребованности.

 — Любая ваша двух-трёхминутная песня — спектакль. Но в вашем театре есть спектакли в прямом значении слова. Правда, и они — «на свой необычный манер».

 — Верно говорят: «Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт». Можно было бы назвать наш коллектив Театр песни, но назвали Театр музыки и поэзии. А это определило дальнейшую судьбу, появление режиссёра Ивана Поповски и идею создавать спектакли, в которых музыка была бы главным действующим лицом. Именно спектакли, а не отдельные номера камерного пения. Так родились вначале «Грёзы» на музыку Шуберта и Шумана, которую поют сопрано, меццо-сопрано, контральто. Следом — «Абсент» по французским песням и музыке и «Времена… Года…» по музыкальным циклам Чайковского, Вивальди, Пьяццоллы. Словом, образовался (чему я очень рада) триптих спектаклей. Спектаклей — по многим сценическим признакам. Нет сюжета, это венки произведений, но есть сценография, мизан-сцены, костюмы. Это надо ВИДЕТЬ, а не только слышать. К счастью, телеканал «Культура» заснял недавно спектакль «Времена… Года…».

 — Ваши выступления — оазис духовности на эстраде. Как удаётся сохранить это в себе и на сцене, когда с точностью до наоборот изменились основополагающие ценности? Когда-то чеховский Ионыч был для нас отрицательным персонажем, теперь в России он - герой дня.

 — Трудно примириться с этим. Но трудно и не заразиться. Именно так понимаю сменившиеся ориентиры — как болезнь. Посмотрите на детей, их улыбки — какими чистыми, духовно здоровыми они рождаются. А дальше — детсад, школа (многие уже забыли, что в слове «образование» корень — «образ», великое понятие), следом, во взрослой жизни, — принцип стадности, карьеры, стяжательства. Устоять трудно. Хотя есть люди, для которых дух важнее благополучия. Они могут не знать Александра Свирского, Серафима Вырицкого или Саровского, каких-то наук, литературы, истории музыки — но Добро от Зла они отличают. Я вижу это по письмам зрителей, их глазам в зале.

В атмосфере нынешней эстрады, когда сама песня больна (пошлость — та же болезнь), я давно должна была бы быть выброшена со сцены, но я есть, и в зале — не два человека. А самое обнадёживающее — зритель очень помолодел.

 — В Екатеринбурге — тоже? Вы ведь приезжаете сюда не впервые. Из своих студенческих лет помню — в актовом зале УрГУ на вашем концерте студенты только что на стенах не висели…

 — Как в другой жизни! Гастроли по шесть концертов. Выступления в филармонии, университете. И - настороженность власти. За любым непримитивным сочетанием слов виделась антисоветчина. А тут поэзия. Толпы за билетами в филармонию. Донельзя переполненный зал в университете. «Компетентные люди» не могли понять — что это?.. Кстати, тогда свердловские журналисты поддержали меня, просто спасли. Одно интервью, другое… И как-то упрочили меня в вашем городе. И сам жанр — тоже.

 — Есть ли аналоги того, что вы делаете, за рубежом? Кроме Франции. 

 — Есть что-то похожее. Например, поэтическое кабаре в Чехии. Да и я воспитывалась не только на французском шансоне, но и польской песне — композитора Зигмунда Конечного и певицы Эвы Демарчик. Тоже была школа! В Португалии жив жанр фадо — исполнение песен в человеческой манере, камерном климате, с нормальными текстами стихов, хорошими лицами. Было и есть по сей день! На их культуру американизация, попсизация (улыбается) не повлияла. А на нас — да. Наша эстрада агрессивна. А ведь агрессия в музыке — только краска. Методичный, давящий ритм в Шестой симфонии Шостаковича — это образ, это оправданно. Но ор и крик в лирической песне… Зачем?!

 — В спектакле «Антигона» вы дебютировали как драматическая актриса. Уже не поёте (только в финале — вокализ), зато играете всех главных персонажей. Антигону, её сестру Исмену, царя Креонта с женой Эвридикой, слепца-прорицателя Тиресия… Легко ли далось лицедейство? И нет ли желания продолжить пробы в драматическом жанре?

 — Поскольку я привыкла общаться со словом, хоть и поющимся, то особых трудностей включиться в драматический спектакль не было. Тем более, что до Песни, до своего жанра, ещё в школьной самодеятельности я ведь больше читала стихи. Драматические роли? Предлагали. Дульсинею (скорее — Альдонсу) в Театре «Школа современной пьесы», Цветаеву — в спектакле «Эрмитажа»… Не решилась. Но, может, ещё случится. Не знаю…

 — Вы поёте «Реквием» Ахматовой на музыку Дашкевича. В России со сцены «Реквием» звучит ещё только в исполнении Аллы Демидовой, Светланы Крючковой. «Вас мало, избранных» — способных на трагическую ноту. А она так нужна, чтобы остудить иные опрометчивые головы.

 — Слава Богу, что это слово звучит. Для меня чудовищная сердечная боль — когда люди ностальгируют по тоталитарному режиму. Можно понять молодых — они не пережили этого. Но и то… Недавно прочла об Авеле Енукидзе. Соратник Сталина, идеализировал Ленина. Вначале — романтически настроенный революционер (подпольная типография, выпуск газеты, руководящие посты). Но когда понял, что происходит, был уже в абсолютных тисках «красного колеса». Ни себе, ни близким помочь не мог.

Или роман «Крещённые крестами» Эдуарда Кочергина — уникальный документ об ужасающем времени. А в качестве приложения к книге — знаете что? Песни, которые распевал советский народ на фоне этого ада. Фальшивые, жизнеутверждающие…

p.- В вашем театре проходят «Нездешние вечера»: на свою сцену для встречи со зрителями вы приглашаете гостей. Не ваш жанр, но…

 — …но общее состояние души. «Нездешние» — потому что люди приходят не тусоваться, как модно теперь, а общаться. Не выискивая выгоды. Не торопясь. Сергей Юрский, выступив однажды, сказал: «Давно мне так хорошо не читалось…». Атмосфера такая! Да и гости-то наши — как реликты из «Красной книги». Уходящая натура. Гафт, Демидова, Норштейн, поэт, переводчик, философ Ольга Седакова… Раза два в месяц проводим вечера художественного чтения. Когда-то в молодости мы часами, замерев, сидели на чтецких вечерах. Теперь сам жанр — «не формат». А выступают-то истинные подвижники — Рафаэль Клейнер, Антонина Кузнецова, у которых по 40-50 чтецких программ! Россия могла бы гордиться ими…

 — Елена Антоновна, в молодости — видимо, по первому вашему спектаклю — с вами ассоциировался образ Пьеро. А сегодня, когда столько творческих программ в копилке, вы сами как определили бы свой сценический образ?

 — Пьеро присутствует по-прежнему. Страдающий, ранимый. А вообще — образ Поэта, для которого жизнь — проявление Красоты. Без романтического чувства художник для меня немыслим. Да, слово «романтик» звучит сегодня иронично. Мол, человек не приспособлен к жизни. Ничего подобного! Он приспособлен к Жизни, ценностям нетленным. Не обязательно уметь писать стихи. Но если ты смог восхититься маревом рассвета, обрадоваться клейким весенним листочкам — ты талантлив и богат…

«Областная газета», Свердловская область
Ирина Клепикова , 23.11.2011

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100