Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)

«Снился мне сад…», театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой

В моем театральном авторском журнале нет рубрики, посвященной спектаклям, которые никогда не были показаны в Петербурге (а журнал петербургский). Если бы мне что-то помешало опубликовать статью о спектакле, о котором далее пойдет речь, в одной из уже существующих рубрик, то я бы, не задумываясь, создал новую — посвященную спектаклям других городов. В частности, спектаклям Москвы, где, помимо прочего, относительно недавно рожден удивительный и во многом уникальный театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой. Возможно, когда-нибудь (когда я начну активно передвигаться по стране, как это было во времена юности) я открою раздел, который будет называться, скажем, «А что у них?» или «Не можешь увидеть, так хотя бы услышишь» (имеется в виду — прочитаешь), но пока я принимаю решение разместить свои нижеследующие впечатления в уже имеющейся рубрике «Гастроли» (будем считать, что здесь мы пишем не только о гастролях уже состоявшихся, но и о будущих, а гастроли театра Камбуровой просто обязаны состояться в Петербурге).

Итак, выход найден — к спектаклю.

«Снился мне сад…» Несмотря на то, что в авторах этой постановки, вернее так — этого театрального произведения искусства значится множество имен (вдохновитель — Елена Камбурова, драматург — Вадим Жук, редактор — Елена Покорская, режиссер — Ольга Анохина, музыкальный руководитель — Олег Синкин, плюс художники, балетмейстер, композиторы, поэты), автора тут два — Музыка и Поэзия. Если задаешься вопросом: «Театр Музыки и Поэзии — это как?» — тебе следует, изловчившись, приобрести билет на спектакль «Снился мне сад…» (купить билет в камбуровский чертог душетворчества — задача не из легких) — и все тотчас станет ясным. Хотите умом и сердцем понять и ощутить, что такое музыкально-поэтическое «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»? Торите путь к означенному театру: в нем все перечисленное преталантливо реализовано.

В программке к «Снился мне сад…» шаблонно написано: «В спектакле звучат» и «Действующие лица и исполнители». Формально — правильно, по сути — неверно. Надобно писать так: «В спектакле оживают» и «В спектакле живут». Здесь ощутимы и последняя любовь, и заметенная снегом Россия (хотя по сюжету — лето; но это пока — пока еще), и выход одного, утомленного жизнью человека на дорогу тихой ночью, и поцелуи, коими покрыты уста и очи, и чело. Здесь, если закрыть глаза и как следует разбередить фантазию (тебе в этом непременно помогут), можно почувствовать запах душистых гроздьев белой акации и принять чужие мечты о ком-то («Я ехала домой, мечтала я о Вас») за свои (скорей хочу домой, соскучился по Вам). Тут, чтобы увидеть звезды на небе, надо не смотреть, а внимать — взгляд обращается не на потолок, а внутрь себя. Много дум — сладостных, а то и тревожных — наводит не только «Вечерний звон», но и все, что ему в спектакле предшествует и все то, что звучит (оживает!) за ним следом. Финал — Россия заметена. (Заметена ли Россия сегодня, господа хорошие?) На бис однозвучно зазвенит колокольчик интонаций Елены Камбуровой (хотя однозвучия в театре Музыки и Поэзии стараются не допускать), выступающей здесь в роли рассказчика — вымышленного автора вымышленных заметок — воспоминаний о том, какой она была — невымышленная Россия, оживающей демонстрации того, какими должны быть невымышленные мы.

В спектакле живут:

Роман Калькаев, в образе Сергея Львовича Воловича, владельца фабрики, и Юлия Зыбцева/Алла Юганова, в образе его жены, Ирины Васильевны. Ирина смертельно больна, об этом ясно говорит доктор Корн (он же - Юрий Соколов), об этом догадываются остальные.

Еще раз: актеры в «Снился мне сад…» не играют — живут, живут и их условные персонажи, без ссылки на исполнителя, т.к. исполнители в своих персонажах растворены. Поэтому не важно, кого упоминать первым: «действующее лицо» или «артиста».

После спектакля Елена Камбурова мне скажет: «Никто из постановщиков не хотел браться за эту работу. Главная причина — отсутствие драматургии, конфликта между героями. Изначально все только говорили между собой, как бы репетируя вечерний концерт, и пели (как бы во время домашней репетиции). Никакого столкновения интересов не происходило». За дословность не ручаюсь, но смысл таков.

И тогда создатели спектакля, руководимые уже не только Музыкой и Поэзией, но и Драматургией, начали изобретать. Так появилась болезнь Ирины, а в связи с этим напряжение в общении супругов. Данное напряжение было решено разнообразить и усилить: в результате стало улавливаться влечение Ирины к поручику Ипатьеву (Александр Кольцов), тот, в свою очередь, увлекся ею, о чем догадывается уязвленный муж.

Отмечена в «Снился мне сад…» и вносящая раскол в отношения между людьми тема революционных настроений, в свете сегодняшнего дня, приобретшая усиленное звучание. Нет, никто не хотел проводить ассоциаций между студентом Петей (Евгений Вальц/Михаил Филиппов) и Борисом Немцовым, курсисткой Алиной (Виктория Тихомирова) и Евгенией Чириковой, как нет и намека убранства дворянской усадьбы, где происходит действие спектакля, с антуражем Болотной площади. Так случилось само собой. Само собой — все истинное актуально. Но актуально не значит — документально и искусственно. В «Снился мне сад…» никто ничего не копирует, ни подо что не подстраивается. К тому же премьера спектакля состоялась за две недели до начала сегодняшних массовых протестных явлений в России, 20 ноября 2011 года, а затевался он, понятное дело, еще раньше. Ассоциации бывают сознательными и непредумышленными. Второе ценнее.

Все действие проходит в один день — 2 июля 1904 года — в год и точный день смерти Антона Павловича Чехова. «Чехов умер», — сообщает перед самым концом (спектакля, эпохи) Мохамед Абдель Фаттах или, что вернее, режиссер Константин Радов.

Всего предусмотреть нельзя. Хотя в «Снился мне сад…», казалось бы, все предусмотрено. Например, Наталья Селиваненко — няня Глаша — наливает в рюмку такое количество водки, чтобы при испуге часть ее расплескалась (это эффектно), но часть осталась на дне, иначе рюмка опрокинется, а опытная прислуга рюмок не роняет, посуду не бьет. Художница, эмансипе Анна Александровна (Ольга Тенякова) вызывающе не похожа на других — поведением, нарядом — еще бы, она только что из Европы, из Парижа, где, по заявлению доктора, «уже давно не модно целовать ручки». Рассказчик — Елена Камбурова — единственный/единственная, к кому прикреплен микрофон. «Я хотела максимально от них отличаться», — признается актриса. Но пением в микрофон Камбурова убила еще одного ценного зайца: ее омикрофоненный голос на фоне остальных голосов звучит точно эхо. Часто говорят об эхе из прошлого, здесь — эхо из будущего. Фундамент спектакля — воспоминания. 

И все же, как было отмечено, всего не предусмотришь. Реальный день смерти Чехова — день именин придуманной Ирины. Кто-то дотошный подметил, что 2 июля Ирины именин не празднуют. Не понаслышке знаю, как любой скрупулезно работающий автор переживает подобные огрехи в своем труде. Казалось бы, обо всем подумал, на все обратил внимание, ан нет.

И все же вышесказанное не повод для сожаления. Лично моя печаль, как жителя Петербурга, в другом.

Я многократно бывал в Москве — учился в ней, любил и люблю ее. Но пожалел я о том, что живу не в Москве, а в Петербурге, впервые — после визита в театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой. И это не преувеличение. Мне в моем родном городе будет театра сего не хватать.

Так пусть мне хотя бы приснится тот сад…

ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР»
Павел Чердынцев, 6.02.2012

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100