Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Елена Камбурова: «Герои — зрители, а не артисты»

Маленькая хрупкая женщина с непослушными, крупными кудрями вокруг головы. Плечи сутуло сведены, будто устали держать тяжелую ношу. Но вдруг на кульминации песни она распрямляется, раскидывает тонкие руки — и становится огромной, сильной, страстной. И полный зал (на ижевском концерте в филармонии вновь, как и всегда, был сумасшедший аншлаг) захлебывается аплодисментами.

Кто-то называет Камбурову отечественной Эдит Пиаф, и искренностью и выбором жизнеутверждающих песен она в самом деле похожа на великую парижскую шансонье. И все-таки Камбурова другая. Ей тема — не только судьба маленькой, одновременно слабой и способной вынести все женщины. Она поет о том, как через любую боль, через страх и одиночество прорастает всепобеждающая красота жизни — простой жизни, основанной на любви к земле, небу, птицам и травам. Поет о несбывшихся героях и о тех, кто героем стал, но никогда не позволит себе кичиться этим. 

 — Елена Антоновна, сегодня впервые в нашем городе вы спели песню Юлия Кима об артистах и зрителях. О том, что снимая сценический костюм, актер перестает быть благородным рыцарем, отважным героем, превращается в обычного человека с домашними проблемами, и, самое главное, совсем не обязательно благородного и отважного в житейских мелочах.

Актер действительно часто не является носителем тех качеств, которые он играет. И не всегда хороший актер — хороший человек. А в зрительном зале есть мечтатели, романтики. И по большому счету именно хороший зритель важен на спектакле, потому что именно он выходит из зала вдохновленный, именно он переосмысливает свою жизнь, именно он уносит с собой идеалы Дон-Кихота или Робин-Гуда, и в этом он выше любого самого гениального актера, который снимает с себя роль вместе с гримом. Из зрителей рождаются герои, не из артистов!

 — Почему вам так важно говорить об этом со сцены?

Чтобы сказать, что и зрители бывают разные, и актеры. И зрители есть, уходящие с любого спектакля «пустыми», и актеры есть, несущие свое дело, как миссию, пропускающие все через себя. Просто актеров таких, мне кажется, меньше, чем легко снимающих и надевающих маски. Школа песен Булата Окуджавы, к которой я себя отношу — это школа жизни и всего, что может впитать на земле душа. Я учусь в этой школе пожизненно. Может быть, поэтому не могу формально петь ни одну песню. Я могу спеть формально одну фразу, но не больше. Потом погружаюсь в песню всем сердцем снова. И в этот момент я учусь, осознаю внутри себя понятия «совесть», «благородство» и «достоинство». Это сегодня не в чести, мягко говоря, и те, кто защищают эти категории, кажется немодными и несовременными во всем мире, не только в России. Потребительские интересы занимают людей больше. И в этой ситуации честная песня даже становится для людей раздражителем: они не хотят, чтобы им напоминали, какие ценности они предали. Но если у тебя все хорошо, это значит, что необходимо вспомнить о тех, кому сегодня плохо. В стране столько бомжей, бедствующих стариков, невылеченных детей, беззащитных бездомных животных. Общество в целом грубое, невежественное и несердобольное, поэтому помощи всем им ждать неоткуда. Но надо сказать, что среди актеров все же много милосердных людей. Когда я занималась письмами в защиту животных, только один человек отказался их подписать. Остальные сделали это без вопросов.

 — Ваши программы — это концерты или спектакли?

Трудный вопрос. Один уважаемый в профессии человек сказал мне, когда я была совсем молоденькой: ты певица, вот этим и занимайся на сцене. Нечего мешать одно ремесло с другим, не актерствуй. А я всю жизнь опрокидывала эту установку. И переодевалась мгновенно на сцене, и колесом пройти могла, если это было уместно. Сейчас я играю в спектакле «Антигона» по Софоклу, в котором я просто драматическая актриса. Но и когда я выхожу в сольной программе, я не очень понимаю, что я певица. Просто голос слушается тех устремлений, которые диктует строка. Он сам туда взлетает, повинуясь моим искренним желаниям выразить то, что заложено в песне. Иногда я думаю, что человеческие связки в принципе не способны выполнить такую задачу, но я очень хочу, очень настраиваю свой организм, говорю «Надо!», — и голос появляется. Научить этому я бы никого не взялась. Учить можно вокалу, а тут дело не в связках и дыхании, а во взаимоотношении с песней. Иногда ведь можно не подниматься громче шепота, и это все равно будет пение. Когда пришла звуковая аппаратура, она позволила укрупнить некоторые едва заметные вибрации. Это очень хорошо, конечно. Теперь можно использовать и яркие краски голоса, и совершенно бестелесные, и они дойдут до последнего ряда зала. Это как кино по отношению к театру, когда стало можно на крупных планах увидеть крупный план лица, тень ресниц на скуле, нервно дернувшуюся жилку на щеке. То, что из зрительного зала раньше было не видно, а когда можно стало увидеть на экране, мы поняли, насколько сдержаннее, интимнее и вместе с тем глубже может играть актер.

 — Почему вы много поете на русском, французском, даже польском, а на английском — практически никогда?

Русская поэзия еще до недавнего времени сохраняла традиции от Пушкина, Тютчева, потом от Самойлова и Левитанского. Она тонкая и глубокая. Во французском шансоне эпохи золотого века (Жака Бреля, Шарля Азнавура, Пиаф) тоже эти глубина и вкус были. Был потрясающий сплав поэзии, музыки, аранжировки, артистизма. А потом массовая культура (как правило, англиязычная) очень сместила чашу весов. Искренние, глубокие певцы во Франции сейчас занимают некоммерческую нишу, они — неформат. Как и я неформат в нашей стране, впрочем.

 — Значит, в вашем репертуаре совсем нет песен, написанных на стихи, родившиеся уже в 21 веке?

Я стараюсь в плеяде молодых поэтов найти то, что меня потрясло бы. Я хочу этого потрясения, я открыта ему. Но нахожу что-то с большим трудом. Получается, мне лучше сто раз повторить Пушкина, чем петь что-то новое только ради того, что оно «современное». Я по этим правилась жила, живу, и, видимо, с ними и буду продолжать…. Мне дают много песен слушать, и стихи приносят за кулисы, и иногда что-то даже краешком «цепляет». И я думаю: неужели отыскалось то самое, нынешнее. А потом беру томик Бунина, перечитываю, и понимаю, что Бунин выше и масштабнее, и вернее в десяток раз. И снова пою Бунина. Но я ведь допускаю, что многое мне не попадает. Я жадно читаю, но понимаю, что за кругом моего зрения остаются еще многие и многие поэты. Как только у меня появился свой театр, мне очень захотелось, чтобы мы ставили нерукотворные памятники поэтам. Первый спектакль-посвящение был по песням Булата Окуджавы («Капли датского короля»). И я думаю, что если когда-нибудь в России будут так же знать и любить песни Булата, как это было в те годы, когда я начинала петь, то наступит выздоровление общества. Его песни требуют избранного состояния. Если пребывать в нем, совершить зло просто невозможно. А сейчас работаем над спектаклем о Юрии Левитанском.

 — Именно о песнях на стихи Юрия Левитанского хотелось спросить. У половины зала на них перехватывает дыхание и подступают слезы. И если их петь, проживая, то ведь исполнителя тоже должны рыдания душить. Как вы с этим справляетесь?

Эти песни петь формально невозможно, это правда. И я просто борюсь со слезным спазмом, который действительно сдавливает горло. Просто борюсь. У меня даже физическое упражнение для таких песен есть: нужно заранее взять очень большое дыхание, и тогда появляется возможность спеть это и не сорвать песню плачем. И потом, я помню главный посыл Левитанского: «Жизнь все равно прекрасна». Так и пою, так и живу.

Удмуртская правда
30.01.2013

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100