Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Сердцевина сущности

Могу с кем угодно поспорить, что пользоваться служебным положением хорошо. В некоторых случаях.

Докажу на конкретном личном примере. Работая под прикрытием формулировки «по заданию редакции», я пришла в московский Театр Музыки и Поэзии, чтобы записать пристрастное интервью с певицей, актрисой Еленой Камбуровой. Полагаю, для тех, кто родом из СССР, художественный руководитель театра на Большой Пироговской не нуждается в представлении. Но для иных, кто в виду возраста еще не знаком с творчеством этой артистки, расскажу: Камбурова — голос российского кинематографа, мелодичного, трогательного, доброго, формирующего сознание и нравственные понятия; символ жанра актерской песни; ценитель и пропагандист поэтического и музыкального отечественного наследия. 
Соблюдая точность в определениях, увы, трудно избежать патетики. Но добавить придется: с Еленой Антоновной каждый, так или иначе, знаком. Потому что нет в нашей стране человека, который бы не пересматривал «Приключения Электроника», «Рабу любви», «Дон Сезара Де Базана», «Дульсинею Тобосскую» или «Гардемарины, вперед!». В этих и многих других кинофильмах Камбурова спела самые пронзительные партии. Музыка Исаака Шварца, Микаэла Таривердиева, Владимира Дашкевича в концертах актрисы соединяется, сливается, сплетается со стихами Марины Цветаевой, Булата Окуджавы и Юрия Левитанского. К слову, премьера спектакля Олега Кудряшова «Сны поэта Левитанского», где одну из ролей сыграла народная артистка России Елена Камбурова, и послужила поводом к нашей беседе…

Елена Антоновна, всем, кто знаком с вашим творчеством, известна ваша симпатия к творениям автора знаменитых строчек: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу…». Но в этой постановке «Сны поэта Левитанского» вы предстаете как драматическая актриса, не как певица. Расскажите, каков был замысел, и что получилось в результате?

Очень непросто все складывалось. Год тому назад к 90-летию Юрия Левитанского придумался спектакль по его поэзии. Мы репетировали, потом прошли премьерные спектакли, и были чудесные отзывы от зрителей, многие из которых трижды его посмотрели. Но потом произошло то, что бывает в театрах, что стало для нас неожиданностью, и, надеюсь, больше не повторится — взаимное непонимание режиссера и труппы. Конфликт оказался неразрешимым, и постановку пришлось закрыть. И все же мне очень хотелось, чтобы в репертуаре театра была строчка, связанная с Левитанским. Тогда я обратилась к режиссеру Олегу Кудряшову, с которым мы к тому времени выпустили уже два совместных спектакля: «7 тетрадей учителя словесности Юлия Кима, им заполненных собственноручно» и трагедию Софокла «Антигона», спектакль, прошедший испытание временем, где я тоже выступаю в роли драматической актрисы, Я попросила Олега Львовича попробовать подумать о Левитанском и начать всю эту историю с чистого листа. Он сомневался, говорил: «Если Окуджава демократичен, то Левитанский уж очень элитарен для театра». На что я возразила, что Левитанский не менее демократичен, чем Окуджава, просто его меньше знают. И он написал инсценировку, прочитал ее нам, и мы вдохновились. И, вот что значит поэзия, — получился абсолютно другой спектакль! И по Булату можно поставить еще сто совершенно разных историй. Поэзия — сердцевина сущности человека. Романтизм, приподнятость над бытом, над мещанским отношением к жизни — вот что для меня поэзия. 

Театру Музыки и Поэзии больше 20 лет. Поменялся ли зритель с момента создания вашей площадки, ведь период 90-х и нынешнее время разительно отличаются?

Да, стала другой общность людей. Но я уверена, что по сути своей тот зритель, который шел за мной все эти годы от начала даже не театра, а от моего личного начала, он тот же. Просто ему, равно как и нам, не очень уютно в сегодняшнем времени, и мы вместе спасаемся нашими спектаклями. Другое дело, что к нему присоединился и новый зритель. Я знаю, судя по сольным концертам, что многие люди открыли для себя этот жанр песни, и пришли, и стали моими постоянными зрителями. Что же касается театра, тут все складывалось постепенно. Сначала это были просто вечера песни, на которые я приглашала близких мне по духу исполнителей. Для меня было важно, чтобы в первую очередь выступали артисты, которые понимают, что такое поэзия, живут ею и заражают зрителей. Однако постепенно театр развивался, и волшебным образом суть его преобразилась, он превратился в настоящий театр, со своей особой историей и гораздо более интересной формой существования. В жизни так бывает: дашь чему-то имя, название, и оно уже дальше влияет на его носителя, формирует его. Когда нужно было найти название театру, вдруг ко мне пришло слово «музыка» (к ней у меня вообще коленопреклоненное отношение). Так и назвали — Театр Музыки и Поэзии. Потом появился первый серьезный спектакль, чисто музыкальный, где героиня — музыка — «P. S. Грезы» по песням Шуберта и Шумана. Его режиссер Иван Поповски с тех пор поставил у нас еще четыре волшебных спектакля, последний из которых «Земля», по музыке И. С. Баха. Считается, что Баха надо слушать в органном зале или в зале консерватории. Однако, оказалось, что можно и в малом пространстве сделать звук таким, что начинаешь ощущать после первых же минут космический масштаб композитора, спектакль о том, что значит жизнь человеческая на земле, от рождения до смерти, и после смерти. Это все есть в музыке Иоганна Себастьяна Баха.

В названии вашего театра второе место после музыки отдается поэзии. Как вы относитесь к тому, что чтение стихов, популярнейший жанр в 60-е годы прошлого века, практически потерял актуальность?

У нас проходят вечера художественного чтения, что для меня очень важно, потому что поэзией увлекалось все мыслящее поколение моей юности. Я помню, как нам трудно было попадать в зал Библиотеки им. Ленина на концерты чтецов. Чтобы послушать их, мы штурмом брали Зал Чайковского. Это был потрясающий жанр! А сейчас наступила эра попсы в культуре. Больнее всего досталось песне, а чтецкий зал просто выгнали с территории культуры, как будто его нет.
Наш театр — своего рода «Красная книга», которая сохраняет этот жанр. Надо видеть, с каким огромным удовольствием здесь читали поэзию Сергей Юрский, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин, Авангард Леонтьев. Я уже и не говорю об Антонине Кузнецовой и Рафаэле Клейнере, постоянно выступающих на нашей сцене!. У каждого из них по 40 чтецких программ! Это настоящий героизм и преданность слову, величию русского языка, который сегодня попран. И даже не только в попсовой песне, но и в театрах. Надо правде смотреть в глаза. Ждать просветления России можно лишь после того, как произойдет культурная революция. Я, например, почти уверена, что при моей жизни она не свершится. Но мы делаем все возможное, чтобы это случилось, стараемся держать планку на должном уровне. Держит ее и консерватория, и хоровые коллективы, которых очень много в провинции, и главное — зритель.

При том, что вас не поддерживает телевидение, кроме канала «Культура». И зрители соприкоснуться с вашим творчеством и театром могут только в глобальной сети. В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного композитора Исаака Шварца, и как скудны были по этому поводу СМИ…

Музыка Шварца у меня в программе всегда. Я не понимаю, как можно без его песен. Но мы очень медленно, к сожалению, воскрешаем (приходится произносить этот глагол) имена. Если 20 лет назад и сейчас спросить первого встречного мальчика: «Кто такой Булат Окуджава?» сразу станет понятна разница во времени. Мы должны делать все, чтобы будущие поколения, в которые я верю, услышали записи, сохранившиеся в фонотеках, и сказали: «Неужели в России это звучало?».

Кстати, почему не получилось создать фильмографию, где вы были в кадре?

Вы знаете, такое могло бы случиться, но очевидно судьба так распорядилась, сделала все возможное, чтобы я занималась своим делом в большей степени. Наверное, и благодаря этому, у меня довольно широкий репертуар. Я не отвлекалась ни на что. Ну, разве что на преодоление разнообразных сложностей жизни. Впрочем, был фильм Николая Рашеева «Театр неизвестного актера», в котором мне предложили сыграть главную роль. В Киеве утвердили, но в Москве сказали, что «Хватит нам Чуриковых». В результате эту роль разделили на две части… Зато в финале как суфлер я читаю монолог Антигоны. Эту героиню я сыграла много позже в театре.

Когда смотришь записи песен с вами, даже когда вы были совсем юным созданием, сразу становится понятно, что Камбурова — выдающаяся певица. Откуда взялась у вас эта актерская подача? Это дар?

Это влюбленность в песню. По счастью, так получилось, что даже с самого начала, когда мне все и всюду говорили, что нельзя петь исключительно малопонятные для обывателя песни, я пела. Мне советовали включать эстрадный репертуар. Но я как-то сразу поняла, что это невозможно. И в этом смысле за всю мою жизнь не было ни одной песни, которую бы мне заказали исполнить. Знаменитое «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» пели всюду, везде и всяко. Но я поняла, что тоже могу их по-своему спеть. Так же, как и «Гренаду». Я действительно полюбила эту песню. И ничего общего с комсомолом она не имеет. Это комсомольцы себе ее присвоили, но они не вчитались в смысл. А если бы вчитались, то поняли, что она к ним не имеет никакого отношения. 

То есть, получается, все, что вы поете и делаете — это всегда то, что нравится?

Да. В этом смысле я счастливый человек. И на разных этапах своей жизни я разговаривала с очень известными исполнителями, которые говорили: «Ты счастливый человек, поешь только то, что тебе нравится, а мне нужно исполнять другое, чтобы нравится зрителю и кормить ансамбль». Если я не влюблена в песню, то - зачем все? Бывают песни со сложными стихами, которые трудно сразу понять и принять. Они, кстати, особенно любимы.

Песен у вас много, они такие разные. И все же, есть ли у вас ответ на вопрос — о чем и зачем вы поете?

Вы знаете, есть великое высказывание о цели жизни человека на земле — сеять разумное, доброе и вечное. А форма этого разумного и доброго может быть самая разная. Ты создаешь прекрасные архитектурные сооружения или очищаешь реку. Дел в жизни может быть много, а смысл один, и он самый главный: каждый человек — сеятель. И сеять —высшая цель существования человека на земле. Это не просто высокие слова.

Голос — ваш самый главный инструмент. Как менялось ваше отношение к нему? Его надо холить и лелеять или нагружать постоянными тренировками?

Голос человеческий — это великое явление природы, суть и частичка ее. И тело — собственно, сосуд для этого абсолютно живого существа. И я очень к нему нежно отношусь, понимаю, что он может и это, и то. Они могут выбиваться изо всех сил, эти голосовые труженицы — две связки. Ты даешь им задание, словно загружаешь в компьютер задачу, и появляются какие-то краски, которых даже не ждешь. А от внутреннего посыла рождается тембр, даже для тебя самой неожиданный.
Начинала я с произведений Новеллы Матвеевой. «Летняя ночь была теплая, как зола, так незаметным шагом до окраин я дошла». Это пелось почти в разговорной тональности. Мило, со своим тембром, но ни наверх, ни вниз, никуда. Мне «по росту» были эти первые песни — я так тогда чувствовала, и диапазон маленький был. А потом начали появляться песни, которые требовали от меня решить большую вокальную задачу, и я оказалась в полной растерянности. Никогда не забуду песню «Вот так улетают птицы» Микаэла Таривердиева на стихи Григория Поженяна. В конце вдруг почувствовала, что надо крикнуть: «Вот так расстаются люди!» Так потихоньку начал расширяться голосовой диапазон, решались вокальные задачи.
Вообще, я коллекционирую человеческие голоса! Мне давно хочется взять из моей огромной фонотеки самые прекрасные из них, записать на диск каждый голос, буквально по несколько музыкальных фраз и создать коллекцию самых выдающихся голосов планеты на все века и времена.

Eclectic
Юлия Смолякова, 1.06.2013

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100