Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Елена Камбурова: Интеллигент никогда не станет официантом, прислуживающим власти

Есть в Москве удивительное место – уникальный, единственный в мире Театр музыки и поэзии. Там меня поразили гипнотизирующий уют и завораживающая вежливость всех его служителей – от осветителя до режиссера. Кабинет художественного руководителя здесь похож на будуар: пианино, заставленное портретами, иконками и колокольчиками, диван с подушками, на спинке которого разместились мягкие игрушки – клоуны, ангелы, коты, кругом картины, картинки, картиночки. И от пола до потолка – сплошные книжные стеллажи. Вместо директорского стола – изящный журнальный столик, украшенный вазочками с сухофруктами, восточными сладостями и конфетами. А на подоконнике – оранжерея. Руководитель театра Елена Антоновна Камбурова выглядит как добрая фея, а не как начальник. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта» – так о ней отозвался Булат Окуджава. Певица, обладающая уникальным стилем и пленительным голосом. Каждая ее песня – исповедь, молитва, гимн свободе, «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Благодаря ее творчеству не одно поколение познает великую тайну рождения поэзии из духа музыки.

– Кто открыл для вас дверь в чудесный мир поэзии и музыки?

– В школьные годы я писала стихи – признаться, очень посредственные, с лжегражданским пафосом, патриотичные. Это были зарифмованные мысли, не более. Что такое поэзия, я осознала довольно поздно, когда собралась поступать в театральное училище и искала стихи для конкурсной программы. Но по-настоящему почувствовала красоту и силу слова только после 20 лет, когда начал складываться мой репертуар из песен Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы… К сожалению, мне в юности не встретился такой человек, как поэт Вадим Левин, который в каминном зальчике ЦДРИ собирал детей и устраивал увлекательнейшую игру: на огромной доске писал четверостишие, где пропускал слова и потом спрашивал: «Какой эпитет здесь подойдет?» И объяснял, почему поэт выбрал именно то единственное слово, которое создает образ. Без назиданий, без муштры дети открывали для себя глубокие смыслы и музыкальность строфы. Я же училась у своих впечатлений. 

– А когда вы почувствовали призвание?

– В детстве я вела дневник, где писала: «Я буду играть на сцене. Я буду актрисой». Мне это твердил внутренний голос. Откуда такая уверенность, ведь никаких оснований для этого не было? Я не занималась в драмкружках, не ходила в музыкальную школу, у меня был дикий комплекс неполноценности, что я некрасивая, что хуже всех. Непостижимо. Я не отважилась сразу поступать на актерский факультет, пошла в технический вуз… Но мысль о сцене все равно стучала в голове, и через два года я покинула Киев и отправилась в Москву, практически в никуда, искать свой путь. С первого раза не прошла в театральный институт и решила не возвращаться домой, а устроиться на работу и заниматься на подготовительных курсах. И через год я уже стала студенткой эстрадного факультета циркового училища.

– Ваше взросление пришлось на легендарные 1960-е годы. Чем вы объясняете тогдашний невероятный всплеск интереса к поэзии? Пожалуй, с ним сравним только Серебряный век.

– Все-таки в начале ХХ века только часть интеллигенции увлекалась поэзией, такого масштаба любви к стихам, как в 1960-е годы, тогда не было. Я объясняю этот феномен оттепелью: разоблачили Сталина, упал железный занавес, начали открываться неизвестные имена поэтов, писателей, музыкантов. В 1962-м появилось радио «Юность», где впервые прозвучали песни Окуджавы, там вел свои передачи Визбор. Идеи свободы будоражили студенчество, побуждали мыслить. Люди стали много читать, без страха обсуждали прочитанное, на площадях декламировали стихи. Общество было словно тлеющий фитилек, а поэты его зажгли, и пламя вспыхнуло. Конечно, я дитя оттепели. Я исполняла песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы в МГУ и в знаменитом ДК на тогдашней улице Герцена. В 1966 году я сделала свои первые записи на радио. И сразу у меня появилась огромная аудитория студенчества. Но хрущевский ренессанс продолжался недолго. Мой сольный концерт зарубили летом 1968-го. Уже было подавлено пражское восстание, и начали закручивать гайки. Мне заявили, что с такой песней Окуджавы, как «Простите пехоте», мы бы войну не выиграли и, мол, вообще надо еще подумать, имеет ли право человек с таким мировоззрением, как мое, выходить на сцену.

– Когда в стране открылся железный занавес, кого из зарубежных артистов вы слушали?

– Еще учась в институте (мне было лет 17), я впервые услышала на пластинке песни Эдит Пиаф и подумала: надо же, какой смешной голос. Слишком уж он был необычный. И только потом, много лет спустя, я поняла, как гениально пела Пиаф. В 1966-м я попала на концерт французского шансонье Жака Бреля. Я была ошарашена невероятным темпераментом, энергией этого артиста. Было такое ощущение, что он поет последний раз в жизни, причем его неистовость каким-то чудесным образом сочеталась с нежными интонациями. Во всех своих интервью Брель говорил, что нежность главнее любви, это более сильное чувство. После того концерта я поняла, как надо петь и что такое выразительность, интонация, темперамент, пластика, актерская подача. Лео Ферре, Барбару, Жюльетт Греко я слушала в записи. А песни Ива Монтана запретили после того, как в одном из своих интервью он отозвался нелицеприятно о внешней политике СССР. И все же, несмотря на то, что оттепель недолго длилась, она успела взрастить целое поколение интеллигенции. Для меня интеллигент – тот, кто способен пожертвовать своей жизнью, кто готов до последнего вздоха отстаивать свои идеалы, принципы, понимая, что так надо для других. 

Сегодня очень много интеллектуалов, просто диву даешься, как потрясающе интересно и глубоко размышляют люди, анализируют то, что происходит в России. Но мало кого из них можно назвать по-настоящему интеллигентным человеком. Этой прослойки уже почти нет, от нее остался лишь тоненький слой, практически незаметный и исчезающий с каждым годом. Для меня олицетворение интеллигентности – это академик Сахаров и поэты Окуджава и Левитанский. Только интеллигент способен выйти и перед залом, мягко говоря, неединомышленников сказать то, что он думает о войне. Сахаров говорил правду о войне в Афганистане, а Левитанский, получая премию от Ельцина, сказал ему, что надо прекращать позорную бойню в Чечне. Интеллигент никогда не станет официантом, прислуживающим власти.

– Как вам во все времена удается делать то, что вы хотите? В 1970-е годы вы читали со сцены стихи Ахматовой, Мандельштама, Гумилева, а ведь публичное исполнение этих поэтов требовало незаурядного мужества и самоотверженности.

– Иногда, пользуясь тем, что я не на виду, я исполняла запрещенных поэтов. И горжусь, что того же Мандельштама не превратила в конфетную обертку (спасибо композитору Дашкевичу), как это сделала Пугачева, спев «Ленинград». Она совершенно не про то спела, о чем Мандельштам написал! Какой-то милый вальсок получился. А ведь эти стихи были написаны кровью: «Петербург! Я еще не хочу умирать! / У тебя телефонов моих номера. / Петербург! У меня еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса. / Я на лестнице черной живу, и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок. / И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Думаете, кто-нибудь, слушая Пугачеву, понял, о чем эта песня? Сомневаюсь.

Интеллигентность выражается и в трепетном отношении к поэзии тоже. Помню, в 1974 году в Саратове по поводу моего концерта устроили целое вечернее совещание в обкоме (тогда идеологией заведовали третьи секретари обкомов). Мою программу, куда входили песни на стихи Окуджавы, Самойлова, Матвеевой, назвали антисоветской. И только по легкомыслию своему я не подозревала, что это могло закончиться для меня запретом на профессию. Но я пыталась все эти запреты как-то обходить, иногда просто не называла авторов стихов. У меня всегда была своя аудитория, она меня поддерживала, дарила силы, надежду. Поддерживали и журналисты, особенно в провинции. Я получала ворохи писем, видела слезы в зале, мне говорили благодарные слова за кулисами, и я понимала, что людям мое творчество нужно не меньше, чем мне.

– Если бы вас назначили министром культуры, с чего бы вы начали преобразования?

– Главная составляющая культуры – воспитание художественного вкуса и милосердного отношения к миру, причем с самого раннего возраста. Я бы раздавала беременным женщинам бесплатные билеты на концерты, чтобы они погружались в мир прекрасной музыки. Уже в яслях ребенка должны окружать гармония звуков и красок. Надо объяснять малышам, что нельзя тянуть кошку за хвост, она живая, ей больно, нельзя смеяться над детьми, которые не такие, как все, то есть с первых шагов прививать сострадание, навыки интеллигентного человека. Я бы с первого класса водила детей в филармонические концертные залы и Третьяковскую галерею. Постепенно им прививался бы вкус к музыке и живописи. Тут, кстати, важно и нравственное состояние самих учителей и воспитателей: зачастую, обладая адекватным уровнем образования, они не дотягивают в этическом развитии. Я за цензуру, но не политическую, а нравственную. Есть неприемлемые вещи для нормального человека – например, безумное количество фильмов про насилие. Это просто какой-то инструктаж по подготовке убийц! Жестокость не должна преподноситься как норма. В вопросах морали и нравственности необходима поддержка религиозных конфессий, в основе которых такие незыблемые величины, как культура, нравственность, милосердие. К примеру, суть православия ведь не столько в том, как правильно свечку ставить или поститься, а как ты относишься к другому человеку, способен ли ты на доброту и прощение. 

– Сегодня, когда разрешено говорить со сцены открыто, в чем заключается мужество художника?

– Не согласна, что сегодня позволительно говорить все. Правда снова, как когда-то, может быть наказуема, поэтому художники вынуждены возвращаться к эзопову языку. В нашем спектакле «Вот вам, в сотый раз, Россия…» французский путешественник и литератор Астольф де Кюстин, посетивший Россию в ХIХ веке, говорит, что Россия – это котел, который вот-вот взорвется. Сегодня такого рода ощущение распространяется не только на Россию, но и на весь земной шар. В своем трактате «Россия в 1839 году» де Кюстин прошелся по болевым точкам России. Одна из наших бед – засилье бюрократии. Его возмущало, как безжалостно вырубаются леса: «Я предвижу время в России, когда лесов уже не останется и чиновники будут топить свои печи отчетами о том, как все хорошо в стране». Ироничный стиль де Кюстина напоминает мне Гоголя, тот ведь тоже высмеивал пошлость, глупость, корысть. Так уж повелось, что поэт у нас выполнял роль пророка, обличающего беззаконие. Художник призван открывать народу глаза. И если бы не было светлых умов тех, кто просвещает нас, мы бы погрязли в средневековье. Не случайно в нашем спектакле звучит «Реквием» Ахматовой. Эта поэма о трагической странице нашей истории – о ГУЛАГе. А чтобы разговор о России стал объемнее, мы наполнили спектакль стихами Пушкина, Волошина, Самойлова, Сосноры, народными песнопениями. Раздумья о судьбах родины – вечная тема. Кстати, мы над спектаклем «Вот вам, в сотый раз, Россия…» и сейчас продолжаем работать. Раньше мы заканчивали его песней на стихи Волошина: «Так – встань, Русь, подымись. Оживи, соберись, срастись». Но мне захотелось, чтобы в финале прозвучал фрагмент «Литургии» Рахманинова: это бы возвысило все действо до уровня молитвы. И я уговорила режиссера изменить концовку.

– А чья была идея поставить для вас «Антигону»?

– Режиссера Олега Кудряшова. Он убежден, что я – трагическая актриса. Когда я перечитывала пьесу Софокла, вдумываясь в каждое слово, то не могла поверить, что это было написано 2,5 тысячи лет назад. Звучит очень современно и удивительно просто: «Для многих странница надежда – / Залог блаженства, но для многих / Она – пустое обольщенье, / Людских безудержных желаний / Неисполнимая мечта». Или когда Антигона уже понимает свой жребий и обращается к народу: «И все они одобрили б меня, / Когда б им страх не сковывал уста». Любой тоталитаризм основан в первую очередь на внедрении страха в сознание людей.

– Антигона и ее возлюбленный погибают. Неумолимый закон побеждает сострадание. Выхода нет?

– Но ведь тиран в итоге все-таки осознал, что он натворил. Тысячи поколений, знакомясь с Антигоной, впечатляются ее отвагой. Подвиги героев всегда будут вдохновлять общество. Да, власть и закон в одной связке, но милосердие должно быть выше закона, а значит, выше власти. Уж лучше погибнуть, чем влачить жалкое существование – без чести, без совести, без добра. В конце 1960-х режиссер Андрей Хржановский снял потрясающий мультфильм «Стеклянная гармоника», который пролежал на полке многие годы. Там звучит гениальная музыка Шнитке. Это сказка о том, как в город, похожий на огромную машину по производству золотых монет, где смысл жизни его обитателей – деньги, пришел музыкант. И пока он играл на стеклянной гармонике чудную музыку, люди стремились к прекрасному и возвышенному. Убив музыканта, власть вновь превратила жителей в скопище уродцев. Но вырос маленький мальчик, слышавший в детстве эту чудную мелодию, он взял в руки стеклянную гармонику, заиграл – и карлики снова стали людьми. В этой мудрой притче суть искусства.

– Визитной карточкой вашего театра называют спектакль «Капли датского короля». Зрителей усаживают за накрытый грузинский стол, актеры, разместившись напротив, молитвенно складывают руки и начинают петь «Виноградную косточку». А зрители подпевают. Гениально придумано!

– Наш спектакль родился из вечера, посвященного Булату Окуджаве. Это режиссер Иван Поповски предложил грузинское застолье с зеленью, сыром и вином. В начале своего творческого пути Булат часто пел в редакциях, в различных компаниях, а когда он уже заявил о себе как серьезный писатель, стал выступать в больших залах, то постепенно все эти застолья стали сходить на нет.

Окуджава не был открытым настежь человеком. Он очень избирательно дружил с людьми. Когда я приходила к нему в гости, то мне неловко было тратить его драгоценное время на выслушивание моих проблем. Я понимала, что за этими его строками очень многое стоит: «Не спи, не спи, художник. / Не предавайся сну. / Ты вечности заложник. / У времени в плену». Он спрашивал меня: как дела? А они у меня все время были неважные: то письмо на меня в обком напишут, то спектакль зарубят, то полная безнадежность с открытием театра. Но я старалась не обременять Булата, ведь своими жалобами я ничего не привнесу в его поэтический мир. И все же мне было очень приятно, что он ко мне по-доброму относился.

– Вы ведь дружили и с Раневской. Интересно, кто был ее любимый поэт?

– Пушкин. Она его обожала. С годами я поняла, что и я его так же сильно люблю. Какие бы авангардные стихи ни писались – со сложной формой, с зашифрованными смыслами, – но покоряют не эта сложность, а пушкинская простота и ясность. Она как сама природа. Для меня Пушкин – перо Бога. Читая его, ты эмигрируешь совсем в другой мир. Я не представляю, как можно выжить в нашем сумасшедшем мегаполисе без музыки и поэзии. Я, например, по утрам, просыпаясь, первым делом включаю радио с классической музыкой. И вечером тоже, чтобы гармонизировать свое естество, слушаю Моцарта и Баха. Они как небо, к которому невозможно привыкнуть.

– Вы до сих пор ведете на радио «Орфей» программу «Нездешние вечера»?

– Да, она идет по воскресеньям в 10 вечера. Так получилось, что журналист Ирина Кленская не раз делала со мной передачи, и ей показалось, что я могу быть ее соведущей. И мы придумали «Нездешние вечера». У нас в гостях были Норштейн, Рязанов, Гафт, Седакова, Ким, Хаматова… Мы даже премию получили за эту передачу. Поскольку поэзия практически изгнана из общества, радио «Орфей» остается маленьким островком, заповедником настоящей культуры. Спасение в наше время можно искать в музыке, стихах, в общении с интеллигентными людьми.

– Именно об этом, как мне кажется, ваш спектакль-романс «Снился мне сад…». Он пронизан духом чеховских пьес, какой-то давно забытой жизнью, наполненной красотой и благородством.

– А знаете, как рождался этот спектакль? Мне не хотелось делать обычный концерт, где бы артисты поставленными академическими голосами пели романсы. В этом нет атмосферы романтизма, аристократизма. Я представляла сценки из дачной жизни XIX века. Люди собираются на летней веранде пить чай с пирогами и репетировать домашний концерт. Они поют романсы, спорят о судьбах родины, полемизируют о новых формах в искусстве, выясняют отношения. Мы испробовали множество вариаций, пока не нашли нужные интонации, пластику, сценографию. Я люблю романс, хотя порой трудно провести грань между ним и песней. Ну что такое «Ямщик, не гони лошадей» – песня или романс? Считается, что романс. А я вот нашла в нем надрыв: гони, гони лошадей, я убегаю от собственной драмы. Или «Москва златоглавая» – что это? Для кого-то ресторанный, разудалый романс, для меня – трагедия людей, которых смела революция, все ценности попраны, ничего не осталось, лишь тоска и печаль. А «Выхожу один я на дорогу»? Лермонтов написал это стихотворение за неделю до дуэли. Там судьба. Все это – глубинные философские вещи. Я поняла, что душа романса уходит, когда филармонические певцы с очень хорошими голосами не выявляют смысла слов.

– Говорят, что все артисты – дети в душе. А что в вас сохранилось от девочки Лены?

– Как это ни странно прозвучит для вас, но детство и детское восприятие мира никуда не ушло из моей души. Мне нравится читать сказки. Я записала целый цикл колыбельных песен и отдала на «Детское радио». Раньше я шила кукол-клоунов и дарила знакомым. В некотором смысле я сама в душе клоун. Приходите посмотреть в нашем театре удивительные кукольные представления Елены Трещинской. К новому сезону мы готовим спектакль для самых маленьких зрителей – малышей до трех лет. В зале не будет кресел, сцены, мы так обустроим площадку, что дети смогут погрузиться внутрь сказки, в удивительный мир природы – поразиться восходу солнца, простору неба, пению птиц. Музыка и поэзия создают человека. Я верю, что красота может если не спасти, то хотя бы через искусство приблизить нас к спасению. 

Театральная афиша
Мила Серова, 1.06.2015

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100