Вернуться
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
Русский пейзаж.
Ольга Игнатюк, «На Страстном, 10», 7.04.2014
«Большое видится на расстоянии…»
Лариса Каневская, «Весь театр» —TeatrAll, портал о театральной жизни Москвы, 26.02.2014
«Вот вам, в сотый раз, Россия. ..»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 26.02.2014
«СНЫ ПОЭТА ЛЕВИТАНСКОГО»
Алиса Никольская, Театральная афиша, 24.11.2013
Волшебство и великое искусство
Лариса Каневская, TeatrAll.ru, 22.11.2013
«По ту сторону песни…»
Мария Рудницкая, «Виноград», журнал для родителей, № 4 (54), 13.08.2013
Сердцевина сущности
Юлия Смолякова, Eclectic, 1.06.2013
Бунтарский дух Елены Камбуровой
Ксения Гаранина, Газета фестиваля Помост, 8.04.2013
Поэзия спасает от застоя
Елена Губайдуллина, Труд, 31.01.2013
ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ
Александр Иняхин, «Страстной бульвар», 15.05.2012
«Интеллигентной публики в России гораздо больше…»
Лариса Каневская, Новые известия, 26.04.2012
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 12.03.2012
Поэзию Левитанского поют в театре Камбуровой
Ольга Галахова, РИА «Новости», 24.02.2012
ПОВОД ДЛЯ СОЖАЛЕНИЯ (ДА ПРИСНИТСЯ МНЕ САД)
Павел Чердынцев, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 6.02.2012
Белые ленты в косах курсистки
Екатерина Васенина, Новая газета, 12.01.2012
Наполни душу свою…
Лариса Каневская, «Театральный мир», 23.12.2011
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Царство Мельпомены Елены Камбуровой. Воплощение желаний
Мария Черникова, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ, http://zhizn-teatr.ru, 30.09.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Маленький принц
Роман Широков, Журнал «Суперстиль», 23.06.2009
Я считаю себя солдатом армии, которая делает все для того, чтобы человек остался человеком
Наталия Крецул, «Кифа» (Москва — Санкт-Петербург), издание Преображенского содружества малых православных бр, 26.04.2009
Калининградцы аплодировали Елене Камбуровой
Инна Морева, Калининградская ТРК, 26.02.2009
Камбурова: аббревиатура вселенной
Игорь Немучинский, «Встреча», 29.01.2009
С любовью сквозь время, потери и мглу
Наталия Белага, Площадь мира, 28.01.2009
Елена Камбурова: поэтическая хирургия для души
Алиса Чудова, Удмуртская правда, 12.12.2008
Другой театр Елены Камбуровой
Елена Ронге, “Drugaya.ru”, 6.06.2008
«Тревоги поющей души»
Александра Иванюженко, «Бизнес вестник Востока», 27.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Елена Камбурова: «Не убивайте душу!»
Марина Панкова, «Миэль: Человек. Город. Компания», 04.2007
Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Анна Трефилова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Искусство, божественная ошибка
Ядвига Юферова, «Российская газета», 28.03.2007
Елена Камбурова — «Вечерке»
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 26.03.2007
Та Камбурова, которая не поет
Юрий Рост, «Новая газета», 25.01.2007
Напоминание о жизни
Илья Рейдерман, «Одесские известия», 11.11.2006
Острова счастья Елены Камбуровой
Елена Калядина, «Российская газета», 11.2006
Чтобы песни обретали крылья
Юлия Журкина, «Хамовники», 10.10.2006
Эта женщина всегда жила, как хотела
Наталья Казьмина, «Планета красота» № 9-10, 2006, 1.10.2006
Высоко горю
Татьяна Озерова, «Химкинские новости», 23.09.2006
Голос — существо удивительное
Ирина Тарасова, «Вечернее время», 7.07.2006
«Слушая Софокла!»
Тамара Дуларидзе, «Экран и сцена» газета, 9.04.2006
Голоса Камбуровой хватило на семерых
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 6.04.2006
Шансон, да не тот
Анна Лощихина, «Русский курьер», 3.04.2006
Божья дудочка
Ольга Полозова, “Russian Dallas”, 04.2006
Уроки нежности
Елена Денисова, «Крестьянка», 04.2006
Древнегреческие страсти
Галина Облезова, «Новое время», 19.03.2006
Антигона
Влада Гончарова, “Timeout”, 27.02.2006
«Сундук со знаниями» меня не услышит
Елена Шарова, «Республика Башкортостан» газета, 11.02.2006
Песнь Антигоны
Ольга Игнатюк, «Современная драматургия», 1.02.2006
Елена КАМБУРОВА: Высшая философия — делать все возможное сегодня
Наталья Савельева, «Учительская газета», 31.01.2006
Говорят и показывают Фивы
Мария Зерчанинова, Вечерняя Москва, 14.12.2005
«Любовь к моему творчеству передается по наследству»
Елена Афанасьева, «Действующие лица», 05.2005
«Шансонье номер один. ..»
Ввасилий Кучеренко, 10.09.2004
Елена Камбурова и ее Театр Музыки и Поэзии
Василий Бурмакин, «Хамовники. День за днем», 10.2003
«Ах, эти Грезы?»
Кира Владина, Литературная Газета, 5.03.2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Да осенит тишина
Ольга Кучкина
Вот открыт балаганчик
Наль Подольский
Елена Камбурова — «Вечерке»

- Впервые я поняла, что такое поддержка газеты осенью 1968-го. Тогда отмечалось 50-летие комсомола, и Ролан Быков предложил выдвинуть меня на премию московского комсомола. Наше москонцертовское начальство такую бучу подняло! «Это идеологически неправильно. Если и давать премию, то молодежи Москонцерта в целом, а не какой-то там Камбуровой». Было подлинное сражение. И в него на моей стороне вступила «Вечерняя Москва» — напечатала обо мне несколько материалов. Думаю, это сыграло решающую роль. Короче, премию мне дали.

Десять лет назад при поддержке московского правительства и газеты «Вечерняя Москва» небольшой творческий коллектив Елены Камбуровой, существовавший без крыши над головой, получил здание на Большой Пироговке. Так в начале весны 1997 года на карте столицы появился Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой.
 — Елена Антоновна, вы помните, как все начиналось?
 — Начиналось с чудес — на радио. Я тогда не поступила в Щукинское и пошла учиться в Эстрадно-цирковое училище. Там преподавали те же педагоги, что и в Щукинском. В том числе Сергей Андреевич Каштелян. Он-то и принес мне пленочку с песнями Новеллы Матвеевой. Стала их подбирать, записала на магнитофон. И - вот чудо! — радиостанция «Юность» несколько раз выдала их в эфир. В училище нас обучали и сценической речи. Я подготовила монолог горьковской Нунчи из «Сказок об Италии». Опять чудо — и его взяла «Юность»! И третье чудо: Фаина Георгиевна Раневская во время своих гастролей в Ленинграде включила радио и услышала мою Нунчу. Прислала письмо в редакцию. Звонят мне оттуда и говорят: ну-ка срочно приезжай! Прибегаю. «Тебе письмо, да какое!» Письмо начиналось классически: «Я никогда не писала писем на радио. ..» Но дальше — такие теплые слова!
 — Вы познакомились?
 — Мы часто виделись в последние годы жизни Раневской, и это было еще одно чудо, незабываемое. Самой мне неловко было звонить Раневской. Ну что бы я сказала? «Не вы ли мне писали?» Но минуло года два, и - опять абсолютное чудо: один мой знакомый собрался к ней по делу и предложил взять меня с собой. Но то ли они толком не договорились, то ли Фаина Георгиевна не в настроении была, но встретила она нас холодо. Вошли. Оглядела меня. Спрашивает: «А вы кто?» Я чуть не в обмороке: вот, такая-то… было письмо на радио. И тут все чудесно меняется: «Ах, какая девочка!..» Ну, и так далее… В конце разговора Раневская, правда, не удержалась: «У вас такой же недостаток, как и у меня. Нет, не нос, а скромность».
Потом я приходила к ней на Южинский. Особенно часто летом: у Фаины Георгиевны не просто не было дачи — не нашлось, куда бы ее пригласили — с условием, что там будет жить и ее собака Мальчик. Но я счастлива, что разделяла это ее летнее одиночество. Приносила записи, мы слушали… Это были 1982-84 годы.
 — Это правда, что песни Окуджавы прозвучали на радио впервые именно в вашем исполнении?
 — Песни Булата принес кто-то из друзей. На бобине. Запись была любительская, ужасная, но интонации показались очень необычными. И композитор Кирилл Акимов, который тогда был моим мужем, аранжировал песню о Леньке Королеве. И ее записали на той же «Юности». Это были последние годы оттепели. Уже в 68-м, когда советские танки вошли в Прагу, из моих записей остались в эфире только «Маленький трубач» и «Гренада». Они считались комсомольскими, и я в те годы имела официальную репутацию комсомольской певицы. Хотя это была полная чушь: ни «Гренада», ни «Трубач» ничего общего с фальшивыми комсомольскими маршами не имели. Вслушайтесь: «Отряд не заметил потери бойца… лишь по небу тихо сползла погодя на бархат заката слезинка дождя». Только природа оплакала героя! Но наши блюстители официальной морали ничего не поняли. И слава богу. А я пела о молодых ребятах, о детях, которые уходили на фронт и не возвращались… «в 16 мальчишеских лет». С «Орленком» вообще интересно: там первые четыре куплета — монолог мальчика, который не хочет умирать, но в конце: «У власти орлиной орлят миллионы, и ими гордится страна». Это спеть невозможно! Я и не пела. Но, представляете, ни один начальник не заметил!
В 68-м все закончилось. Я готовила к сдаче сольный концерт с изумительными песнями Таривердиева, Окуджавы, Новеллы Матвеевой. И в качестве «прикрытия» —«орлиные» песни, которые к тому же сама любила: это для меня были песни-плачи. Но на приемке маститый исполнитель патриотиче?ского репертуара Иван Суржиков просто кричал: когда молодежь поет песни, это заканчивается тем, чем закончилось в Чехословакии. В моих старых дневниках есть отдельные фразы: «Поете- и даже не улыбаетесь», «Такие песни народу не нужны!», «Вы что — в салоне, вы что — Вертинский?»
 — Как удалось оправиться после той выволочки?
 — Тоже чудо. Помог Ролан Быков. Он фактически продавил мне премию московского комсомола!
 — По тем временам большая поддержка…
 — Получились сложности. Я ездила по стране как лауреат. Но люди-то обнаруживали: не то пою, не так. Вскоре мне по-комсомольски откровенно намекнули: или вы наши песни по-нашему поете, или?
 — С годами ваш зритель менялся?
 — В какой-то момент с аудиторией что-то случилось. Мои, в общем-то, недорогие билеты стали не всем по карману. Многие люди нашли свое место в жизни. Когда я начинала, они были студентами, теперь пенсионеры. Сегодня они унижены: по телевизору показывают какое-то болезненное убожество, на концерт пойти — денег нет. Эмоциональный вакуум. Очень часто по просьбам моих друзей привожу таких людей бесплатно. Мне кажется, если бы у нас было другое общество, то именно такая песня, такое слово в нем были бы поддержаны и востребованы.
 — Вы знаете такое общество?
 — Отчасти это Франция 50-60 — начала 70-х. К нам приезжали французские шансонье, я бегала на их концерты в Театр Эстрады. Но сегодня и Франция уже другая.
 — Большая часть вашего зрителя — интеллигенция?
 — Смотря что понимать под этим словом. Что такое интеллигентный человек? Это человек, у которого совесть идет впереди его поступков. Но сегодня нет культа совести. То, что всегда считалось постыдным, теперь чуть ли не норма жизни.
 — Обычным стало и манипулирование людьми — их восприятием, их эмоциями. Но ведь искусство всегда этим и занималось — влиянием на души, а значит, манипулированием ими.
 — Творчество неизбежно работает на формирование души. Только в гармонии с природой, с Господом Богом или наоборот? Мы все учимся у наших впечатлений. Я вслушиваюсь в песни Жака Бреля — и потрясаюсь его нежным отношением к слабым и беспомощным, к старикам. Возникает импульс сострадания — не только к старым и немощным, но и к детям, к животным. Ко всему живому. Но чтобы сострадание случилось, нужна открытая душа. А вокруг столько роботов — начитанных, но бог знает чем, освоивших кучу технических навыков. А душа — на замке.
 —И что делать?
 — Только сеять — разумное, доброе, вечное. Произошло же чудо —«Маленький принц» Сент-Экзюпери затронул души всех людей. Там сказано: утром встал — прибери свою планету. И выкорчевывай сорняки, чтобы хорошие семена прорастали. Что такое попса? Это баобабы, которые выросли среди цветов. Они вначале маленькие, прелестные, почти не отличаются от настоящих цветов, но вырастают чудовищами. Каждый раз, выходя на сцену, я чувствую, что выкорчевываю баобаб.
 — А вы зависите от реакции окружающих?
 — Переживаю: как же так, вчера меня буквально носили на руках, а назавтра в другом зале абсолютная холодность? И все-таки больше расстраиваюсь, когда сама вижу: мне песня не удалась. Это в живописи: нарисовал картину, а потом можешь делать с нее копию. Исполнителю песен каждый раз надо делать оригинал. И голос —он, как кисточка.
 — В театре, по сути, так же?
 — Да. Но все-таки в театре есть ощущение дома, стен. Долгое время чувствовала себя пустынником. Должна быть элементарная площадка, где можно репетировать, держать аппаратуру. Мы снимали одну базу, другую, нас отовсюду выпихивали. Потом и вовсе оказались на улице. И опять случилось чудо. Встречается как-то Лужков с творческой интеллигенцией. Я, как обычно, сижу, молчу. И тут подходит мой знакомый Лев Сергеевич Шемаев и говорит: «Что сидишь!? Хочешь театр — выходи и доказывай». Я со страху тогда все, что думала, сказала. На следующий день —звонок домой: Юрий Михайлович спрашивает, когда вас записать прием. Пришла. Сидит мэр, еще несколько начальников. Говорят: мы решили подарить вам зал 700 мест по адресу Новый Арбат 15, там, правда, пока «Росуголь», но он освободит. И тут я: «Очень: хорошо. Но ведь это — современное здание, а для такого театра очень важен зал старой постройки». Был общий шок. Потом мне тогдашний председатель Комитета по культуре Бугаев объяснил: от подобных подарков не отказываются. Haписала заявление, что согласна Правда, тот зал мы так и не получили — «Росуголь» не отдал.
Потом мне предлагали другие адреса. Часто это было что-то заведомо не подходящее. Настоящая игра! Думали, что мне надоест. И вдруг (извините, опять произнесу слово «чудо») этот адрес Большая Пироговская, 53/55. Подошла, увидела: рядом Новодевичий монастырь, и эти колонны (кинотеатр «Спорт» тогда уже закрылся). В общем, мы все-таки собрались под одной крышей. Начали проводить вечера. Первые спектакли — по Жаку Брелю, по Пуш кину… Был 1997год.
 — Как возникла софокловская «Антигона»? «Голая» трагедия, обнаженные страсти. Выбор был связан с вашими гречески ми корнями?
 — Меня это и потрясло у Софокла. Мне предлагали соединить две «Антигоны» —Ануя и Софокла, но я поняла, что это несоединимо. Корни мои? Наверное, повлияли. Мои предки приехали в Россию, когда Екатерина II подарила грекам Крым. Потом были преследования, скитания. Последние, в пределах 150 лет, предки, жили в Макеевке. А я родились в Новокузнецке, куда родителей распределили после учебы в Ленинграде.
 — Может ли художник — фигура, по определению трагическая, трагически воспринимающая мир, — быть счастлив?
 — Жизнь драматична. И художник как никто это чувствует. Но все же он может быть счастлив — в моменты жизни, когда понимает: то, что он хотел выразить, он выразил максимально точно — будь то музыка, стихи, живопись. В эти моменты он говорит — себе: «Ай да Пушкин!..»

«Вечерняя Москва»
Константин Исаков, 26.03.2007

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100