НовостиПресса
Одиночество в волнах
Алиса Никольская, http://www.akado.com/, 6.05.2008
Елена КАМБУРОВА: «Я верю в чудеса — они происходят»
Илюзя Капкаева, «Вечерняя Уфа» № 65 (10884), 04.2008
Каждый концерт как проход по минному полю
Татьяна Рикер, «Комсомольская правда», Ростов-на-Дону, 26.03.2008
Человек-театр
Сергей Виноградов, Газета «Речь» (Череповец), 7.03.2008
Елена Камбурова: «Продюсер — это хуже советского цензора»
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», 8.02.2008
В луче прожектора одна
Вадим Кривонос, «Красноярская газета», 1.02.2008
Попытка полета
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», 01.2008
Колокол Камбуровой
Ядвига Юферова, «Российская газета», 15.11.2007
Елена Камбурова: «В детстве думала, что я - второй Пушкин»
Нина Куриленко, «Липецкие региональные новости», 14.11.2007
Елена Камбурова: «Меня легко обвести вокруг пальца»
Лиза Коршуль, «Нижегородский рабочий», 5.10.2007
Песни для своих
Константин Исаков, «Вечерняя Москва», 10.2007
Точка слева
Мария Выставкина, http://marita-bonita.livejournal.com/23011.html, 20.06.2007
Елена Камбурова: «Живите вечными ценностями!»
Ирина Федоськина, «Честное слово», Новосибирск, 05.2007
Елена Камбурова. Успех
Ксения Ларина, Эхо Москвы, 16.04.2007
«Жизнь лучше снов?»
Светлана Васильева, «Омский вестник», 11.04.2007
Человек-театр

Глядя и слушая Елену Камбурову, понимаешь, зачем и для кого Камерный театр обзавелся роялем Yamaha стоимостью в три миллиона рублей. «В ее голосе есть и скрипка, и барабан», — написала после концерта Камбуровой в книге отзывов одна 10?летняя зрительница. Двухчасовой концерт «человека-оркестра» и «человека-театра», объединившего в себе поэзию, музыку и незаурядное актерское мастерство, собрал полный зал Камерного театра. Выступали втроем — певица, пианист и гитарист. Она хотя и поет классические романсы, не очень их любит. «Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала» — спору нет, красиво сказано, но безжизненно как-то. Такое Камбурова исполнять никогда не станет. Ей нужна история, по возможности жизненная, чтобы было где развернуться живущей внутри актрисе. Если уж петь, то не веревкой к микрофонной стойке привязанной, а с включением всех изобразительных средств, доступных человеку, — рук, ног, губ, глаз и даже пышной шевелюры. Этакая песня с субтитрами. Поет про шарманщика — крутит в воздухе невидимую ручку шарманки. Композиция о воздушной гимнастке заставляет немедленно притвориться таковой — шаткой походкой пройтись по выдуманному канату, демонстрируя дикий ужас перед опять-таки несуществующей пропастью. В положенном на музыку стихотворении Николая Гумилева «Жираф» Камбурова в перерыве между куплетами щелкает языком, присвистывает и завывает за всех обитателей африканской фауны разом. Хотя и не бывал на Черном континенте, подтверждаю — похоже. Несмотря на возраст, в минуты вдохновения она носилась по сцене со старомодным микрофоном и тянущимся от него толстенным шнуром что Алина Кабаева с ленточкой.

Бесспорно, самый гибкий инструмент (и музыкальный, и плотницкий) на свете — двуручная пила, которую лесоруб запросто обвязывает вокруг торса, когда идет на делянку. Сродни пиле и голос Елены Камбуровой, который даст фору ее же мимике и жесту. Помните «скрипку и барабан» из первого абзаца? Поет за себя и за того парня. А еще может за девочку, старушку и старика, маленькую собачку и разъяренного носорога — не случайно более сотни закадровых ролей в кино и мультипликации сыграла. Лирический и нежный тембр барышни в одночасье способен превратиться в прокуренный голос салонной певички, если того требует смысл песни. В одной она не жалеет связок и выбивает зрительскую слезу отлично поставленным вокальным криком, в другой достигает того же эффекта спокойным, почти разговорным, тоном, каким поют колыбельные. У Камбуровой отлично получаются песенные диалоги влюбленных, когда одновременно за мужчину и женщину. Без циркачества, штампов и нарочитой пародийности. Дабы услышать ее подлинный повседневный голос, по завершении концерта корреспондент «Речи» отправился за кулисы.

«Вы не против, если я буду на вопросы отвечать и в то же время собираться? На поезд опаздываю», — извинилась народная артистка, мечась по гримерке и набивая сумку реквизитом. По всей видимости, интервью давалось Елене Камбуровой нелегко. После двух с лишним часов беспрерывного пения и чтения наизусть, нужные слова отыскивались не легче, чем концертная косынка (в одном из номеров Камбурова играет деревенскую старушку), на которую случайно (честное слово!) сел назойливый журналист.

 — Всегда приятно к вам приезжать, зритель в Череповце замечательный. Я здесь несколько раз выступала, а не так давно была проездом на теплоходе. Мечтаю сюда приехать как православный паломник. Здесь есть места, куда надо стремиться попадать, — Кириллов, Ферапонтово. Не первый год на Леушинские стояния хочу выбраться.

 — Много лет вы исполняете произведения плеяды русских бардов — Окуджавы, Высоцкого и других. С кем-то из них были лично знакомы?

 — С Окуджавой дружила много лет. С Беллой Ахмадулиной хорошо знакома. Дружна была с Давидом Самойловым. С Высоцким мы знали друг друга, но друзьями не были. Зато сейчас наверстываю — с его сыном Никитой готовим программу по его произведениям.

 — Хочется спросить о ваших кинематографических работах?

 — (Перебивает.) Так я за кадром всегда.

 — ?зато интереснее многих, кто в кадре. Вопрос о фильме Никиты Михалкова «Раба любви». Как работалось с ныне признанным мэтром, а тогда молодым, подающим надежды режиссером?

 — Я много чего записывала для кино — более сотни картин в моей фильмографии. Но «Рабу любви» вспоминаю особо. Это был единственный случай, когда режиссер на записи стоял со мной рядом. Обычно как запись проходит — ты внизу в зале поешь, а режиссеры вверху сидят и «крытику» наводят. До меня записывались восемь исполнительниц, и никто Михалкову не подошел. Он был в таком отчаянии. Поэтому стоял рядом и дышал со мной, каждую строчку шептал.

 — В советском кино за героев-мальчиков традиционно поют женщины. В «Приключениях Электроника» вы спели за Сыроежкина так, что я лично выиграл два пари у знакомых. Не верили, что слышат голос народной артистки, а не 13-летнего пацана. Как удалось так вжиться?

 — Так получилось, что я не расстаюсь с детством — привычками какими-то, да и восприятием мира. Это не значит, что я впала в детство. Просто человечек маленький до сих пор сидит во мне. По-прежнему я многого не понимаю в этом взрослом мире. Мне очень легко было записать Сыроежкина — пела своим голоском, только убавила количество лет. Вот и все.

 — А откуда режиссер мог узнать, что вы можете подобное? Где?то демонстрировали этот талант?

 — Я же перед этим еще заставку для «Ералаша» записала. Помните это: «Мальчишки и девчонки, а также их родители?»? Случайно получилось. Я была на киностудии Горького, записывала какую-то другую вещь. В соседнем помещении как раз этот «Ералаш» записывали. Наприглашали мальчиков из детских хоров. Пели они, пели, а режиссеру никак не нравилось. Меня попросили: «Вы им покажите, какая энергетика должна быть у песни». Я напела наскоро. Они обрадовались. Нам, говорят, ничего другого и не надо. Много я пела потом такими детскими голосами. В мультфильмах множество зверюшек озвучила. Это, конечно, все очень интересно, но по-настоящему серьезно я относилась и отношусь только к сцене.

 — Вы признанный мастер интерпретации. Скажите, если взять самую простенькую поп-песню, сделать интересную аранжировку, иначе исполнить, можно превратить ее в факт искусства?

 — Если там нет в основе никаких стихов — ведь то, что мы слышим на радио и по телевизору, это убийство поэзии, — то вряд ли. Бывает и так, что стихи как раз неплохи, но манера ужасна. Манера исполнения — в поп-музыке это хуже всего.

 — Случалось спасти песню, перезаписав ее?

 — Однажды я пела за Гундареву в одном из ее последних фильмов. Она играла эстрадную певицу. Режиссер попросил спеть в попсовой манере. Спела, вроде получилось. Азнавур хорошо по этому поводу сказал: «Так, как они, я всегда спеть смогу. Пусть попробуют спеть, как я».

Газета «Речь» (Череповец)
Сергей Виноградов, 7.03.2008

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100