НовостиПресса
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Фролова: «В России есть видимая и невидимая культура»
Вера Копылова, «Московский комсомолец», 15.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Про королеву, туман и лысого льва
Светлана Бердичевская, «Театральная касса», 21.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Елена Камбурова: Когда кого-то учишь, в первую очередь учишься сам

Елена Камбурова: Когда кого-то учишь, в первую очередь учишься сам

Победителей конкурса «Учитель года России-2009» в один из дней октября объявляла народная артистка России Елена КАМБУРОВА. И это неудивительно: цель ее профессии — «сеять разумное, доброе, вечное». Просвещать. Если бы о профессиональной деятельности Елены Камбуровой написали диссертационное исследование, главный вывод звучал бы так: создана синкретическая модель исполнительского творчества, в которой песенный жанр приобрел характерные черты музыкально-поэтического спектакля, а постоянным атрибутом сценической пьесы стала разножанровая песня. В диссертации непременно присутствовал бы внушительный список открытий, относящихся не только к пению, театру, кинематографу, но и к педагогике. Первое по значимости открытие — песни, уникально исполняемые на сцене. Второе — песни, звучащие в кино и мультфильмах за кадром. И те и другие обучают, воспитывают, развивают: сердце делают думающим, ум - чувствующим, душу — открытой добру.
 — Елена Антоновна, Макаренко считал, что в педагогическом и актерском мастерстве много общего. А вы, работая на сцене, ощущаете себя учителем?
 — Любое присутствие на сцене, любая деятельность, связанная с тем, что тебя кто-то слушает или видит, имеет своим результатом учительство, думает об этом исполнитель или нет. И это очень большая ответственность, ведь каждое впечатление формирует что-то в душе у зрителя. От того, что поется или говорится, может родиться добро, а может и зло. Большое расстройство и тревогу вызывает многое из показанного на телевидении и напечатанного в СМИ, потому что это оказывает тягостное и пагубное воздействие на неокрепшие души, особенно детские. 
 — В вашем репертуаре есть произведения, например «Грузинская песня», «Кавалергарды», которые до сих пор любят и знают. А есть почти забытые «Гренада» и «Песня о маленьком трубаче», но вы с ними не расстаетесь. Почему?
 — Потому что эти песни вне времени, и они всегда будут мне интересны.
 — Действительно, вне времени, на все времена… Юноша-мечтатель поет о дальней земле с необычным названием Гренада, а умирает за Отчизну. Обыкновенный трубач выводит из окружения полк — спасая других, погибает сам… Вспоминаются фильм-концерт 1984 года, ваша песня о маленьком трубаче. Это и спектакль — лирический, романтический, героический, трагический, патриотический — все в нем! Жаль, что ни школьники, ни студенты не знают сейчас стихи Михаила Светлова, Эдуарда Багрицкого, Николая Тихонова. Не знают, что «Маленького трубача» придумали барды Сергей Крылов и Сергей Никитин. 
 — Такое незнание и от учителей зависит, как раз на них ответственность огромная.
 — Вы много сделали в кинематографе. «Маленький принц», «Любовь и разлука», песни из «Приключений Электроника», заставка к журналу «Ералаш», колыбельная «Спи, моя радость, усни» — это уже классика жанра, точнее, разных жанров. Как вы сейчас относитесь к тому, что спето за кадром?
 — Я рада, что у меня нет ни одной песни за кадром и в фильмах, и в мультфильмах, за которую мне было бы стыдно, — все они добрые. И первая моя запись, «Маленький принц», очень светлая, романтичная. В конце 1980-х годов я записала заставку для передачи «Спокойной ночи, малыши» — колыбельную «Спи, моя радость, усни» — на прекрасную музыку Моцарта и Флиса. Такая музыка рождает тонкое восприятие мира. Но даже тогда, уже давно, на телевидении решили: лучше попроще, попримитивнее. То, что теперь слушают дети перед сном, мило, хорошо, но на несколько порядков ниже.
 — Есть замечательные музыкальные фильмы, которые у нас раньше не называли мюзиклами. Среди них «Дульсинея Тобосская», «Капитан Фракасс», «Питер Пэн», «Дон Сезар де Базан». Здесь тоже звучит ваш голос. Значит, вы стояли у истоков создания отечественного мюзикла…
 — Эти истоки, скорее, не в кино, а в театре, в программе «По страницам мюзиклов», которая появилась в 1980-е годы, когда о таком жанре у нас знали мало. Все началось со знакомства с «Человеком из Ламанчи» Митча Ли и Джо Дэриона. Многие номера из него пришлись по душе. И уже потом, лет через десять после нашей программы, в стране появились постановки других мюзиклов. Не могу сказать, что в этом жанре меня все восхищает — по сути своей мне многое не близко.
 — А что близко по сути? В чем суть вашего творческого кредо?
 — Делай что должен, и будь что будет.
 — Недавно по каналу «Культура» шел документальный фильм об Анастасии Цветаевой, с которой вы были знакомы и встречались в конце ее жизни. Запомнились слова Анастасии Ивановны: «Надо отдать. Когда отдаешь, тогда все твое, а когда ты берешь, это не твое, временное, которое только и приносит страдания и ошибки». Мне кажется, «отдаешь» — это о вас, о вашем творчестве. Вам посчастливилось общаться с сестрой Марины Цветаевой, с Фаиной Раневской, Булатом Окуджавой, Роланом Быковым, Леонидом Енгибаровым и многими интересными, талантливыми, яркими людьми…
 — И каждый из них меня впечатлял, а значит, и учил. Но то, как работал на сцене Леня Енгибаров, гениальный наш клоун и мим, меня всегда потрясало. Вот эта невероятная его самоотдача — невероятная, до последнего! — это то, о чем Марина Цветаева говорила «важна величина усилия». В Лене потрясало то, что при огромной концертной работе ему не хотелось терять времени на отдых. Ему казалось, что на отдыхе человек должен заниматься тем, что он больше всего любит. А больше всего Леня любил делать что-нибудь такое, чтобы порадовать своих зрителей, и он продолжал репетировать, репетировать…
 — В фильме «Воспоминание» вы тоже репетируете, ищете точное исполнение песни Владимира Высоцкого. Это фильм о творческой самоотдаче. Там есть эпизод, где Владимира Семеновича спрашивают: «Какой вопрос вы бы хотели задать себе?» Он отвечает: «Сколько мне еще осталось месяцев, недель, дней и часов творчества». А вы какой задаете себе вопрос, Елена Антоновна?
 — Каждый день спрашиваю себя, когда же я более четко стану распоряжаться своим временем, отпущенным мне…
 — Все же, несмотря на занятость, вы когда-нибудь думали о своей педагогической деятельности? Вас привлекала театральная педагогика?
 — Очень даже привлекала. Она интересна и тем, что когда ты кого-то чему-то учишь, ты в первую очередь учишь себя. Но я еще многого не достигла в своем деле.
 — Елена Антоновна, а что бы вы хотели сказать в качестве напутствия учителям?
 — Быть учителем — едва ли не самое важное дело на Земле, поэтому многим учителям — низкий поклон. От того, какие в том или ином обществе учителя, зависит его нравственно-моральный климат. И я очень надеюсь, что поколение сегодняшних педагогов сделает все возможное, все зависящее от него для того, чтобы сохранить русскую речь, чтобы возвратить России статус самой читающей страны в мире, который она имела до недавнего времени. А напутствием пусть станут слова Анны Ахматовой:

Не страшно под пулями
мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя,
русская речь,
Великое русское слово.

Учительская газета
Лариса Кутьева, 15.12.2009

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100