НовостиПресса
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Фролова: «В России есть видимая и невидимая культура»
Вера Копылова, «Московский комсомолец», 15.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Про королеву, туман и лысого льва
Светлана Бердичевская, «Театральная касса», 21.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже

«Святая наука расслышать друг друга…»

Эта замечательная строка стихотворения Булата Окуджавы из хорошо знакомой для многих песни Исаака Шварца «Любовь и разлука» стала названием очередного концерта Елены Камбуровой в Воронеже, который состоялся 31 января в концертном зале Воронежской государственной филармонии. Как впоследствии заметил один из зрителей, побывавших на концерте певицы впервые, — это был не концерт, а настоящий спектакль. И дело, безусловно, не во внешних признаках, определяющих границы жанровых различий, и не только в блистательном мастерстве и возможностях выдающейся актрисы и певицы. Сценическое выступление Елены Камбуровой — это уникальное творческое действие, в своем роде, особое сотворение целого мира, герои и образы раскрывают перед зрителем невероятное разнообразие и красоту, и в то же время глубочайшее внутреннее родство лучших музыкальных и поэтических сочинений мировой культуры. На этот раз это были преимущественно произведения поэтов, писателей и музыкантов трагического двадцатого века.

Некоторые из прозвучавших имен — авторов исполненных Еленой Камбуровой сочинений — могут быть причислены к любимым учителям актрисы, хотя с ними она реально никогда не встречалась, к примеру — Александр Вертинский или гениальный бельгийский поэт, композитор и певец Жак Брель. Некоторые авторы песен — ее современники, проявившие поистине героическую смелость и стойкость уже самим существованием своего творчества, пронизанного духом свободы в удушающе-тусклую эпоху последних десятилетий советского режима
 — это уже ушедшие Вера Матвеева, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и Исаак Шварц, и ныне живущие друзья и коллеги — Юлий Ким, Елена Фролова, Михаил Щербаков. Среди прозвучавших великих литературных и музыкальных имен — Осип Мандельштам, Даниил Хармс, Джером Сэлинджер, Иосиф Бродский, Людвиг Ашкенази, Нино Рота и др…

Это множество столь разнообразных творческих фигур, стилей ни в малейшей мере не создавало ощущения пестроты или суеты. Наоборот, поражала парадоксальная, на первый взгляд, общность, дружески теплое единство всего услышанного. В чем же секрет этой чудесной цельности?

Первое — это удивительная тональность как самих текстов, так и интонационных и актерских интерпретаций исполнительницы — абсолютная человечность, сочувствие, любовь, обращенная к создаваемым персонажам, образам, а через них и к нам, реальным зрителям, сидящим в зале. Эти редчайшие в нынешнем жизни интонации глубочайшей нежности к человеческому существу пронизывали не только лирические и трагедийные фрагменты выступлений (эпизод из жизни еврейского гетто времен второй мировой или фрагмент из романа «Над пропастью во ржи»), но и юмористические, сатирические и даже абсурдистские и пародийные сцены, к примеру: «Голубчик Петрушка» Юлия Кима или прогулка по портретной галерее в музее в стихотворении Михаила Щербакова с использованием музыкальных тем Нино Рота и Джоаккино Россини.

Столь личностное отношение к человеку приоткрывает еще одну тайну спектакля-концерта Елены Камбуровой. Это дар собирания близких по духу людей, рождающий творческий дружеский союз, соединяющий казалось бы несоединимое. Важнейшей основой этого единства, бесспорно, является союз самих создателей спектакля. Это — кроме Елены Камбуровой — музыканты и техническая группа (звукорежиссер и мастер по свету). Работа любого из них без преувеличения являет собою высочайшее художественное мастерство, партия каждого — настоящий шедевр в своем роде. Олег Синкин (клавишные — фортепиано и синтезатор, вокал) и Вячеслав Голиков (гитара, скрипка, вокал) блестяще владеют импровизацией и композицией, уровень их музыкальных обработок и интерпретаций фактически является авторским, поражает совершенством и свободой. Работа со светом представляет собою сложную выразительнейшую партитуру. Она не перенасыщена давящими на психику спецэффектами, но точностью соответствия звуковым и актерским образам, строгостью и утонченностью меняющейся световой гаммы позволяет сравнить световое решение спектакля с лучшими достижениями кинематографии, мировой театральной и эстрадной культуры. К примеру, в песне Веры Матвеевой «Будет ласковый дождь…». Звук технически безупречен, максимально ясно позволяет услышать все невероятные по сложности и разнообразию динамические и тембровые изменения вокальной партии актрисы. Известно, что Елена Камбурова с особым вниманием и трепетностью относится к микрофону, воспринимая его
как своего рода соучастника в создании вокально-музыкального образа.

У этой творческой группы налицо владение «святой наукой» слушания и слышания друг друга. В этот круг, конечно же, включены и все авторы звучавших сочинений — и ушедшие, и ныне живущие. В программе нет чего-либо случайного или приблизительного по своему духу и содержанию. Чувствуется, что все песни и тексты, музыка получили новое рождение благодаря участникам спектакля. Здесь словно собрались и зазвучали разные голоса мира, в своем первозданном и вновь обретенном единстве. И поэтому особенно пронзительно и по родному близко звучат различные языки — французский, идиш… (А ведь в репертуаре певицы Гарсиа Лорка на испанском, Шуберт на немецком, песни на греческом, английском…).

Несомненно, что в чудесный круг общения моментально вовлекается и зритель: и силой искусства, и ненавязчивым, уважительным диалогичным обращением в зал самой актрисы, ее краткими комментариями песен.
Можно сказать, что само искусство Елены Антоновны заключает в себе внутреннее противостояние всякой розни или уничижению, унижению другого человека. Она несет в своем творчестве высокий дух просвещения, что так целительно и нечасто встречается в наше время. Именно просвещения, а не элементарного просветительства. Это жертвенное искусство, евангельское по своей сути, возрождающее и наполняющее мир особым светом, заставляющее нас разворачиваться и не упускать из нашей жизни ее главные смыслы. И один из этих смыслов — радостный, веселый дух, жизнеутверждающий, несущий надежду в современный мир, так часто зараженный унынием, неверием и одиночеством. Неслучайно, в одной из песен на раннее стихотворение Мандельштама Елена Камбурова непривычной особой силой акцентирует заключительную строку из первой строфы, как приказ и призыв, направленный ко всем нам: «из глубокой печали восстать».

Актрису встречали чрезвычайно тепло, приветствовали и провожали аплодисментами, дарили цветы. Очень жаль было тех, кто не пришел, не услышал и не увидел происходившего на сцене в этот вечер. Совершенно не имело значения самочувствие актрисы, хотя известно, что этот концерт был для нее самым настоящим артистическим подвигом и не отменился из уважения и любви к зрителю. Стремительность, виртуозность, непредсказуемость, легкость и выразительность движения делают ее облик неизгладимо юным и прекрасным. Имели значение все произнесенные и спетые слова, высочайшая самоотдача — подобная канатоходцу без страховки, из исполненной на вечере песни Владимира Высоцкого, — феноменальное по выразительным вокальным и актерским возможностям искусство.

С каждым приездом Елена Камбурова раскрывает перед нами нечто новое, неожиданное и прекрасное.

Страницы Воронежской культуры
Инна Ткаченко, 2.02.2010

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100