НовостиПресса
ДВЕНАДЦАТЬ ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Павел Чердынцев, Петербургский частный театральный портал, 10.07.2010
Королева печали
Гузель Агишева, «Известия», 9.07.2010
Аура цвета неба
Светлана Микулина, "МК в Саратове", 9.06.2010
КАПЛИ ДАТСКОГО КОРОЛЯ ОТ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ
Марина Мурзина, «Планета Красота», 1.06.2010
Елена Камбурова: В наше время песня больна
Ксения Мосалова, «Известия-Неделя Online», 26.05.2010
Елена Фролова: «В России есть видимая и невидимая культура»
Вера Копылова, «Московский комсомолец», 15.05.2010
Елена Камбурова: «Не носите в себе негативные мысли»
Марина Мосина, «АиФ Здоровье», 25.03.2010
Про королеву, туман и лысого льва
Светлана Бердичевская, «Театральная касса», 21.03.2010
Наша певческая мощь
Илья Рейдерман, «Вечерняя Одесса», 18.02.2010
«Я песни выбираю по любви»
Сергей Малюков, «Липецкая газета», 4.02.2010
Елена Камбурова не стала отменять концерт в Воронеже
Инна Ткаченко, Страницы Воронежской культуры, 2.02.2010
Хеппи или энд
Елена Новоселова, «Российская газета», 11.01.2010
Елена Камбурова: «Надеюсь на долгую память людей»
Владимир Кжижановский, «Час», Рига, 3.11.2009
Наша певческая мощь

Так называется стихотворение замечательного американского поэта Роберта Фроста — о певчих птицах, возвращающихся весной в родные места, и готовых наполнить истосковавшийся воздух своими трелями. Так мне хочется назвать и статью о Елене Камбуровой. Она — «наша певческая мощь». Есть замечательные эстрадные певцы, но они — другого рода. А она — не просто поёт, но преображает наши души поэзией. В одном ряду — Пушкин. Мандельштам, Высоцкий. Время — не поэтическое? Но, как сказал один из поэтов, «времена не выбирают, в них живут и умирают». И, для тех, кто изголодался, истомлён духовной жаждой — ещё нужней поэтическое слово, усиленное её удивительным голосом, пластикой, жестом…
Она приезжает в Одессу раз в полтора-два года. У неё своя публика. Чем она покоряет? Конечно, поразительным многообразием — стилевым, жанровым, эмоциональным. Она раскачивает нас на своего рода качелях: вверх — вниз! Так и голос её вибрирует — от самых низких нот — до предельно высоких, устремленных куда-то в лазурную высь, как в песне Веры Матвеевой. Взлетаешь — душа замирает, дыхание останавливается: так много надежд, таким недосягаемым кажется то, о чём мечтаем, так страшна высота… Собственно, и качели люди придумали потому, что не умеют летать, но способны, раскачиваясь, хоть на мгновение испытать чувство полёта. Она часто предваряет свои песни несколькими фразами, отточенными до афоризма, чьими-то цитатами, и в ходе концерта произносит слова: Закон полёта! Заметим: закон!
Это закон всякой духовной жизни (а ведь в мире, где слишком много всяких красивых и удобных вещей — духовное сегодня в самом большом дефиците): душа, не способная взлететь, не заслуживает своего имени. Впрочем, в песнях Камбуровой есть ещё один постоянный образ — цирковой артист, канатоходец! Вот песня гимнастки, одна из самых ранних в её репертуаре, (ведь один из множества ликов юной Камбуровой — циркачка, исполняющая отчаянно смелый трюк). А вот и знаменитая песня Высоцкого, в которой герой идёт по канату «без страховки», ежеминутно рискуя упасть. С этой высоты люди иногда кажутся лилипутами. Но если они задрали головы вверх — это значит, что может быть, они растут. Песня и о ней самой, Камбуровой. И предыдущую рецензию я так и назвал «Посмотрите, вот он без страховки идёт». Сюжет песни известен: герой разбивается насмерть, но его сменяет другой, которому тоже осталось пройти «четыре четверти пути». В этом всё дело — в эстафете, в том, что людей всё равно продолжает манить головокружительная высота. Потому что без неё — нельзя. Она — основа духа.
На эти высоты не устаёт нас звать Камбурова. Хотя иногда и кажется, что этот романтически-высокий призыв увязает и глохнет в плотном и бескислородном воздухе эпохи — как в вате. Разбудить дремлющую душу, дать ей кислород сильных и чистых чувств! Вот французская песенка начала 20 века — о смехе. Как выразительно — на разные лады — она смеётся! И вдруг всё обрывается — звучит несколько печальных нот, и вдруг вспоминается строка Блока «мелодией одной звучит печаль и радость…» А вот плач — песня на стихи польского поэта Леопольда Стаффа. Контрастные эмоциональные состояния. 
В странное время мы живём! Создали совершенно замечательную техническую цивилизацию. И в этой искусственной техносреде — становимся и сами всё более искусственными существами. Всё большей редкостью становятся искренность, душевная открытость, страсть, пафос, не говоря уже о нравственной убеждённости. И поэтому мне понятно, почему она обращается к теме детства. Небольшой цикл, начинающийся песней на стихи Осипа Мандельштама — я слышал впервые. Стихи знал наизусть — но как крупно, как выпукло вдруг прозвучало повторённое дважды: «Только детские книги читать»! А потом вступает тема детей в гетто — использована книга чешского писателя Людвига Ашкенази «Чёрная шкатулка», дети учат еврейскую азбуку — перед тем, как отправиться в печь. И музыка — потрясающая — из фильма «Список Шиндлера». А затем — хрестоматийные цитаты из Сэлинджера, скончавшегося буквально на днях, — о детях, которые бегут к пропасти, и нужно спасать их, ловить! И в заключение — песня Жака Бреля. Дети рождаются голыми, и души их детские — голые, они ещё не успели одеться в одежды нашего привычного лицемерия, они ещё не утратили искренность и чистоту. Если детей убивают — это преступление. Но когда убивают в людях детство, когда во имя развития интеллекта совершают какую-то операцию на душе, вырезая нечто «лишнее» — это преступлением не считается. Слава богу, дети, и очень юные люди — максималисты. И - поэты! Не сегодняшние, конечно. А те, кто поэты по самой своей сути.
И поэтому стержнем сегодняшней программы Камбуровой — становятся песни Владимира Высоцкого. Прежде — преобладал Окуджава с его мягкостью, нежностью души. Высоцкий — жёсткий. Как надрывался он, атакуя, пробиваясь в уши, оглохшие от «позднего застоя»! Сегодня эти песни — ещё нужней. Высоцкого Камбурова исполняет по-своему — и так, как будто это она сама их сочинила. То есть конгениально. Кстати сказать, так же исполняет она и француза Жака Бреля, — и мы без перевода понимаем, что это «французский Высоцкий». Что в его песнях такая же высокая температура, — температура плавления обыденности и преображения жизни в тигле переживания. 
И первое, и второе отделение своего концерта Камбурова завершает песнями Высоцкого. Но перед финалом — звучит песня на стихи Даниила Хармса. Основоположника литературы абсурда. «А дни летят»… «А дни летят, как ласточки»… «А дни летят, как тумбочки»… «А дни летят, как рюмочки»… На фоне тумбочек — и привычные рюмочки начинают попахивать повседневным абсурдом. Как страшно, на самом деле, что дни — летят, улетают безвозвратно, без смысла. Смысл жизни — не может быть добыт человеком, который всецело подчинился инерции повседневности. Ибо в повседневности подлинные ценности бытия замаскированы, да и вокруг тебя лица ли, маски? Да и подлинно ли твоё собственное лицо? Об этом — в песне Высоцкого о масках, — являющейся, в некотором роде, идейной кульминацией концертной программы.
«И в мире нет таких высот, что взять нельзя» — поёт в финале Камбурова. И уходит за кулисы. Жирная оптимистическая точка. Мы неистово аплодируем. Но в сознании всё же - тревожная мысль: а интересуют ли нас ещё высоты?

«Вечерняя Одесса»
Илья Рейдерман, 18.02.2010

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100