НовостиПресса
Елена Камбурова: без романтического чувства художник для меня немыслим
Ирина Клепикова , «Областная газета», Свердловская область, 23.11.2011
Нравственный закон внутри нас
Наталья Старосельская, Иные берега, 20.11.2011
Елена Камбурова: не убить слово
Микаел Барсегян, «Собеседник Армении», 31.10.2011
«Мистерия пяти клоунов»
Карина Зурабова, «Планета красота», 30.06.2011
В два касания
Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.06.2011
Елена КАМБУРОВА: «МЫ ЖИВЕМ В ВЕЧНОМ ВРЕМЕНИ»
Балаян Елена , «Саратовский взгляд», 2.06.2011
ХРУПКИЙ МИР
Ольга Игнатюк, «Москвичка», 26.05.2011
ВЫХОД В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Наталья Старосельская, Страстной бульвар, 29.04.2011
ПОЛНЫЙ НЕФОРМАТ
Наталья Казьмина, «Планета красота», 8.04.2011
«То птица Гамаюн надежду подает…»
Нинель Исмаилова, «Экран и сцена», 7.04.2011
ЕЛЕНА КАМБУРОВА — ВЕРНИТЕ МИРУ НЕЖНОСТЬ
Мила Серова, «Театральный курьер», 1.01.2011
Нужны трагические актеры
Леонид Новиков, ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР», 20.12.2010
Горькоголосая птица юности
Валерий Выжутович, «Российская газета», 2.12.2010
Певица Елена Камбурова — о своих зрителях и песнях
Марина Тимашева, Радио «Свобода», 15.10.2010
Актриса и певица Елена Камбурова: «Попса проникла в мозг»
Виктория Аронова, «Газета по-киевски», 12.07.2010
Голос земной и небесный
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 12.07.2010
РАЗГОВОРЫ о СОКРОВЕННОМ
Ольга Игнатюк, Человек • Культура • Город (Журнал Департамента Культуры города Москвы), 11.07.2010
Нужны трагические актеры

Счастливцев. После я в комики перешел-с. Да уж очень много их развелось;образованные одолели:из чиновников, из офицеров, из университетов —все на сцену лезут.Житья нет. Из комиков-то я в суфлеры-с. Каково этодля человекас возвышенной душой-то, Геннадий Демьяныч? В суфлеры! Несчастливцев (со вздохом). Все там будем, брат Аркадий. 
Счастливцев. Одна была у нас дорожка, Геннадий Демьяныч, и ту перебивают.
Несчастливцев. Оттого, что просто; паясничать-то хитрость не велика.А попробуй-ка в трагики! Вот и нет никого.А. Н. Островский. «Лес»


Часто я задаю сам себе вопрос: а зачем нам, жителям России, в настоящее время нужны театры? Внятного ответа я, к сожалению, дать себе не могу. Театров сейчас тьма-тьмущая, а вот какой от них толк? Какую смысловую и идейную нагрузку они в себе несут? Какое место они занимают или должны занимать в обществе?
В резиновом городе Москва есть театры всех видов: драматические, музыкальные, антрепризные, авторские, кукольные… Есть и такие, к которым никогда не подберешь точного определения. Но, несмотря на все вышесказанное, найти театр и спектакль для душевного труда, с нетривиальной драматургической основой, да и ещё и с хорошей режиссурой и актерскими свершениями становится всё труднее и труднее.

… Есть в Москве по-настоящему восхитительный, волшебный, живой и очаровательный театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой — театр со своим, что немаловажно, индивидуальным, неподражаемым лицом. В этом театре идут совершенно разные, не похожие друг на друга спектакли, да и не спектакли вовсе, в их привычном понимании, а произведения Сцены. Среди них: поэтические вечера, концерт-фантазия, концерт без слов, спектакли для детей и спектакли на драматической основе. Кажется, всем жанрам находится место в этом маленьком, по-домашнему уютном театре. Данный творческий коллектив живёт, работает, дышит, ищет своего зрителя. И успешно его находит. 

Достойнейшее место в репертуаре театра занимает спектакль «Антигона» с Еленой Камбуровой в главной роли. О нем и пойдет речь в настоящей статье.

Прежде всего, возникают вопросы: Зачем нужен драматический спектакль в театре Музыки и Поэзии? Для чего Елена Камбурова решила примерить на себя прокрустово ложе драматической актрисы? Почему все роли в пьесе Софокла Елена Камбурова исполняет сама?

А роли-то не из легких, и их немало: Антигона, Исмена, Креонт, Эвредика, Гемон, Тиресий, стражник. 

Сам спектакль весьма прост, его идея построения лежит на поверхности. Как говорится, бери его голыми руками. Тут и глубоко думать не надо. Зрители сидят амфитеатром, а перед ними — античная сцена — пустое сценическое пространство, заканчивающееся колоннами. Над колоннами — маски, которые ещё больше усиливают связь с древностью. Во времена Софокла актёры играли только в масках. На сцене находится скудный реквизит, скромно помогающий разыгрывать трагедию Софокла.

Разыгрывают двое: Елена Камбурова и Мохамед Абдель Фаттах. Актриса, как уже говорилось, являет собой сразу всех персонажей, актер выступает в роли хора. Хор способствует камертону спектакля определить то или иное его звучание. Он же помогает зрителям наиболее точно воспринять происходящее на сцене: в одном случае хор объявляет выход персонажа, в другом — предопределяет смену событий и т.д.

Но вернемся к исполнителям. Вернее, к исполнительнице. Для того чтобы раскусить режиссерский замысел и ответить на вопрос: почему она — Елена Камбурова — одна за всех? — обратимся к сюжету.

На первый взгляд, сюжет трагедии Софокла, а значит и спектакля незатейлив. 

Только что закончилась междоусобная война, в которой погиб брат Антигоны — Полиник. Царь Креонт, дядя Полиника, запрещает кому бы то ни было предавать его тело земле, т.к. тот является изменником родины. Антигона нарушает запрет могущественного правителя — хоронит брата, в наказание за это ее должны замуровать в пещере. Приговору царя женщина предпочитает смерть. После чего следуют самоубийства и иных близких родственников тирана, его жены и сына.

Несмотря на сказанное основная тема спектакля заключена не в делах одного, пусть и сиятельного семейства! Перед нами лобовое столкновение власти и народа. Власти в лице Креонта, народа в лице Антигоны. Первый жестко и уверенно отстаивает интересы государства, вторая твердо следует обыкновенным жизненным принципам. Столкновением характеров сильных людей, более того — сверхличностей обличается суть трагедии, наряду с этим, делается акцент на таких непреходящих вещах, как умение прощать, быть милосердным, благородным, оставаться честным и порядочным человеком.

Софокл в «Антигоне», прежде всего, заостряет внимание на проявлении человеческих качеств в тупиковых, неразрешимых конфликтных ситуациях, где одной из сторон, а желательно, обеим, необходимо найти в себе силы уступить и простить. Автору важно не рассказать конкретную историю, а исследовать процесс борьбы интересов, сражение добра и зла, поведение людей, выступающих в роли подавляющего и подавляемой. Кто победит? Будет ли означать победу самоубиение соперника по смертельному спору? Самоубийство провозгласит ли поражение?

Маски сорваны, нервы оголены, трагедия доведена до абсолюта.

Вновь зададимся вопросом. Теперь таким: как достоверно сыграть подобную сверхтрагедию, да еще и с невыдуманными корнями, в наши — кривозеркальные — дни? Где взять трагических актёров, достойных персонажей Софокла? Ведь истинную трагедию не изобразишь, не сыграешь. Дабы все происходящее выглядело со стороны не придуманным — только что за обедом, — не пустяковым, а извечным и событийным, нужно не лицедействовать, а проживать, пропускать чужие судьбы через себя.

Можно, конечно, скрыть сущность повествования за какими-либо бессмысленными, псевдогениальными режиссёрскими придумками, которые будут не концентрировать внимание зрителя на сути вещей, а, наоборот, отвлекать его от основополагающих мыслей. Но создатели «Антигоны» Софокла из театра Музыки и Поэзии не пожелали пойти по этому, основательно проторенному их современниками лже-пути. Они благоразумно поняли, что спрятаться от зоркого глаза публики им некуда, что на расстоянии вытянутой руки (от зрителя до актера) даже минимальная фальшь видна и губительна.

И было принято единственно верное решение: доверить все роли, без исключения, одному исполнителю — Актрисе, многократно творчески доказавшей не только свою состоятельность, как художника, но и тесную взаимосвязь с самыми тонкими материями человеческой души и духа. Камбурова — певица, но в основе ее пения — драматургия — драматичность, а порой — именно трагедия. Но трагедия не побежденного слабака, согнутого до земли волей обстоятельств, а Личности, не смиряющейся с жестокими и несправедливыми — неправедными — требованиями окружающей действительности, но, увы (в том и трагедия, не столько самой Личности, сколько общества), не побеждающей, а предаваемой изоляции и даже забвению. 

Беда в том, что забвению предается не столько сам человек — художник, сколько то, чему он себя посвятил, то, что является основой его творчества.

Но художник, в данном случае Елена Камбурова, не смиряется, а противостоит, пытается понять — в том числе и своих погубителей.

Вот почему Камбурова сама играет все роли, вот почему это кажется, более чем оправданным. Ей веришь — веришь ее глазам, жестам, интонациям. Актриса виртуозно, органично и стремительно, переходит от одного образа к другому (выпускает из себя непокорную юную деву и тотчас влезает в шкуру престарелого деспота, и т.п.). Переходы эти настолько незаметны, а действующие лица настолько не похожи друг на друга, что местами ловишь себя на мысли: а одна ли Елена Камбурова играет всех этих давно покинувших землю, но благодаря гению Софокла обретших бессмертие персонажей?

Камбурова одна. На сцене — только одна единственная трагическая Актриса. На сцене — Антигона, Креонт и другие. 

Точка. А за ней послесловие:

Когда-то, в далёкие годы, на Б. Пироговской, 53/55, в маленьком помещении кинотеатра «Спорт», как раз и давшем жизнь Театру Музыки и Поэзии, я смотрел пустяковый фильм «Как стать звездой», в котором говорилось о зарождении в нашей стране того, что ныне именуется шоу-бузнесом. Прошло время. Теперь всё — шоу, и все — звезды. Музыки и Поэзии почти не осталось. Исчезают и настоящие актеры, способные играть не только псевдо-смешное, но и по-настоящему трагическое.

Впору снимать новый фильм: «Как стать и как остаться трагическим актером»

Как тут не вспомнить Островского? Смотрим эпиграф…

ПЕТЕРБУРГСКИЙ частный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЖИЗНЬ — ТЕАТР»
Леонид Новиков, 20.12.2010

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100