НовостиПресса
«КРЕЩЕНЫЕ КРЕСТАМИ»
Лариса Каневская, mnenieguru.ru, 20.07.2017
Маленький Одиссей возвращается
Зоя Апостольская, Российская газета, 7.06.2017
Один в роду. И должен жить
Елена Дьякова, Новая газета, 7.06.2017
Маленький трубач Елена Камбурова
Александр Малнач, Baltnews.lv, 27.02.2016
Сны и явь
Леонид Гомберг, Журнал «Алеф», 25.02.2016
Вы слышите, грохочут сапоги?
Марина Королева, Российская газета, 16.02.2016
«И понял я, что в мире нет затертых слов или явлений…»
Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 1.10.2015
Против потока
Андрей Максимов, «Российская газета», 13.07.2015
«А я с мешком аплодисментов иду дальше…»
Елена Губайдуллина, «Труд», 10.07.2015
«Проливается черными ручьями эта музыка прямо в кровь мою»
Лидия Графова, «Российская газета», 9.07.2015
«Мне выпало счастье быть русским поэтом…»
Наталья Старосельская, «Трибуна», 25.06.2015
Песни и танцы Надежды
Сергей Бирюков, Труд, 22.03.2015
ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Лариса Каневская, Театральный мир, 11.2014
Сны и явь

«…Попытка уберечь и осознать его огромный, уникальный вклад в отечественную словесность стала едва ли не частным делом узкого круга людей», — писал о Юрии Левитанском известный поэт и литературовед Виктор Куллэ еще в 1997 году в журнале «Литературное обозрение». Сегодня, через 20 лет после ухода Ю. Левитанского из жизни, ничего не изменилось — во всяком случае, в лучшую сторону. Книги его, как и прежде, востребованы публикой — ни один из издававшихся в последние годы сборников не залеживался на прилавках магазинов. Однако в наше время издавать стихи даже хорошо известных поэтов — дело гиблое, поскольку, согласно обывательскому мнению, массовый читатель серьезную поэзию игнорирует, особенно в период кризиса, углубившись в тяжелые размышления об инфляции и дороговизне продуктов питания. 

На этом унылом фоне положение спасает театр, — не театр вообще, а конкретный московский коллектив — Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой.

Камбурова, выдающаяся певица, народная артистка России, известна каждому культурному человеку, а вот Камбурову— руководителя театра и драматическую актрису знают далеко не все. Тем не менее театр у метро «Спортивная» существует давно, в его репертуаре десятки спектаклей и сценических программ разных жанров, здесь сложился свой круг верных, пусть и не слишком многочисленных почитателей.

Спектакль «Сны поэта Левитанского» родился не сразу. Сначала была создана и показана публике первая версия, впоследствии отвергнутая театром. Такое случается. Вторая версия, в ином составе, конечно, более убедительно отражает некоторые важные темы творчества поэта. Камбурову можно понять: нелегко поставить спектакль, посвященный не просто хорошо знакомому человеку, а своему многолетнему другу, давнему товарищу по цеху русской поэтической культуры. Неслучайно опыт постижения Камбуровой и ее артистами наследия поэта отличается удивительно проникновенным видением потаенных оттенков и полутонов его творчества.

«…В наше прагматическое время стихи Левитанского просто спасительны, — рассказывает Елена Камбурова. — Ты входишь в их особый мир, в котором хочется проживать, а оттуда не хочется уходить».

Само название спектакля отсылает зрителей к книге Левитанского «Кинематограф» (1970), воспроизводящей киносценарий человеческой жизни, в основе которого, кроме прочего, лежат четыре сна, положенные в основу действа. В нашем представлении сон — это некая занятная фантазия прихотливого ума, связующая нас с потусторонним миром. Может, и так. Но при этом поэт уверял, что сны из «Кинематографа» снились ему в действительности. Более того, в семейном архиве чудом сохранилась давняя фотография, где юный Левитанский исполняет роль Самозванца в школьном спектакле, что самым наглядным образом иллюстрирует «закулисье» его стихотворения «Сон о забытой роли».

Вероятно, именно давняя книга «Кинематограф» стала краеугольным камнем в многолетней дружбе Левитанского и Камбуровой. Актриса рассказывала, как впервые они встретились у станции метро «Белорусская», где и состоялось их знакомство при посредстве известной писательницы и правозащитника Зои Крахмальниковой. Композитор Лариса Критская, работавшая с Камбуровой в те годы, взяла у Левитанского целую пачку листов с напечатанными на машинке стихами из будущей книги «Кинематограф». Скоро она написала к ним музыку. Так стихи стали песнями, вошли в репертуар Камбуровой, и с ее легкой руки разошлись по стране, а Левитанский стал одним из любимых поэтов Клуба самодеятельной песни (КСП) среди исполнителей авторской песни. Многие из этих песен актриса исполняет до сих пор, в том числе и в спектакле «Сны поэта Левитанского».

Для постановки «Снов» был приглашен опытный режиссер Олег Кудряшов, прежде уже работавший в Театре Камбуровой, а также весьма нешуточные актеры, известные публике по их ролям в кино и спектаклях ведущих московских театров.

На сцене трое: Он (Дмитрий Куличков), Она (Елена Камбурова), а рядом — Иронический человек (Евгений Павлов). Они даже не пробуют построить между собой диалогов, не пытаются о чем-то договориться, а всегда прямо апеллируют к зрителю, иногда перебивая один другого, а порой подхватывая слова партнера. Они умеют быть трагичными и смешными, рассеянными и целеустремленными, лиричными и напористыми. Их взаимоотношения давно решены и незыблемы; весь вопрос в том, чтобы убедить публику: дело обстоит именно так, а не иначе, и внешняя нелогичность рано или поздно обретет гармонию, если не сейчас, не в нашей жизни, то обязательно когда-нибудь потом.

Специфика зрительного зала Театра Камбуровой, растянутое в ширину пространство практически без подмостков, заставляет артистов играть лицом к лицу с публикой буквально на расстоянии вытянутой руки, что полностью исключает возможность расслабиться хоть на минуту, а тем более сфальшивить. Оригинально построен «интерьер сцены» с многочисленными стульями разной конфигурации, напоминающими то стол, то санки, то песочницу, а то и новогоднюю елку. И над всем этим парит оранжевый абажур как символ недостижимого спокойствия и согласия. Все эти разрозненные детали мизансцены объединены общей гармонией пространства, света, слова и музыки, в том числе и при помощи голосов женского вокального квартета — словно античная драма с ее непременным хором, представляющим поступь времени.

«Сны поэта Левитанского» — органическая часть общего проекта театра, который Камбурова в свое время назвала «Нерукотворные памятники поэтам». Левитанскому предшествовали Жак Брель, Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Булат Окуджава…

И вот новая премьера 2016-го — «Вода Камень Море», фантазия по стихам Давида Самойлова.

Какие еще сюрпризы преподнесет зрителю Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой!?

Журнал «Алеф»
Леонид Гомберг, 25.02.2016

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100