НовостиПресса
Необычный вариант
Ольга Романцова, «Политбюро», 24.02.2003
Шалости муз
Елена Губайдуллина, «Ваш Досуг», 3.02.2003
Воплощенные грезы любви
Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 2003
Фламенко Шуберту не помеха
Аркадий Петров, «Вечерняя Москва», 2003
Сумерки и свет Елены Камбуровой
Яна Колесинская, «Новосибирские новости», 05.2002
Не покидай меня, любовь…
Шели Шрайман, «Вести», 13.12.2001
Певица навсегда
Борис Слуцкий, «Культура», 13.12.2001
Вслед за мечтой
Р. Некталов, «Женский мир», 2.09.2001
Золушка без туфелек
Катя Прянник, «Московский Комсомолец», 10.07.2001
Театр-невидимка для непосвященных
Анна Андреева, «Культура», 14.12.2000
Диалог со временем сквозь маечку Кима
Александра Некрасова, «Лига Наций», 24.11.2000
«Песни Елены Камбуровой — словно небольшие пьесы»
Олег Перанов, «Комсомольская правда», 17.10.2000
Я в песню эмигрирую
Алена Гиршберг, «Литературная газета», 2.10.2000
Одна на свете есть такая
Галина Мищевская, «Независимая газета», 17.06.2000
Елена Камбурова выдвинута на соискание госпремии России
Ольга Кучкина, Литературная газета, 5.04.2000
Живу в другом измерении
Полина Капшеева, «Частная жизнь», 07.1998
Обитаемый остров Елены
Михаил Крушинский, «Гармония», 01.1997
Эмигрирую в другое время
Татьяна Харлова, «Собеседник», 1992
Вслед за мечтой

Если есть культовое кино, живопись или рок-группа, то следует так и сказать: Елена Камбурова — культовая певица. Культовая — это значит признанная критиками, элитой, вошедшая в особый список, куда нет места кичу, попсе. Только высокое искусство и преданное служение ему. Последний концерт в Нью-Йорке в который раз подтвердил этот особый статус лучшей певицы российской эстрады.
Я люблю Елену Камбурову. Искал встречи с ней несколько лет, вернее, десятилетий. Да, именно так. Для многих из нас знакомство с ней началось с «Гренады». Казалось, вот и в комсомольском стане появилась честно интонируемая певица. Но когда с экранов полилась наипроникновеннейшая артемьевская песня «Мечта», стало ясно, что вместе с режиссером Никитой Михалковым, актрисой Еленой Соловей, взошла звезда Елены Камбуровой. Именно поэтому, за чистоту и честность интонации, считали за честь работать с ней такие разные, тонкие и требовательные к звуку, слову и просто вздоху, композиторы как Таривердиев, Дашкевич. Ее многочисленные поклонники (естественно, не одурманенные мифологией фаны), особенно из тех, кто жили в Москве и Ленинграде 80-х, могут возразить, сказав, что звездой она была и ранее. Возможно, но для меня с этих нот, с этой интонации, полетного и трепетного, воздушного голоса начался роман с удивительной певицей, имя которой — Мечта.
Несмотря на то, что 28 апреля — день рождения моего сына и быть в семье — нерушимое правило, я знал, что вместе с женой в этот вечер буду сидеть в концертном зале, предвкушая радость встречи, и это будет лучшим подарком Мире, тоже страстной ее поклоннице.
 — Как идут билеты? — спросил я распространительницу, известную в миру как «Мила Квинсе».
 — На Камбурову всегда есть зритель, — пауза. — У нее — свой, особый зритель.
Зал манхэттенской школы на углу Park Avenue и 33 Street был почти полным, за исключением двух крайних рядов. Занавеса не было: синтезатор, гитара и стул, накрытый шалью. «Свой зритель» пришел с цветами. Ровно в 6:30, безо всякого объявления, несколько неожиданно, вышла она — Любимая Певица. Уверенной походкой, как-то буднично, с особым достоинством, свойственным большим мастерам сцены, она подошла к микрофону и ?зал превратился в музыку, и любимые поэты, композиторы, мелодии, стихи заполнили все пространство. Нормальный концерт, но вдруг, меня словно пронзило, заставив выпрямиться, как струна, убрать сутулость, забыть всех и вся: совершенно неожиданно прозвучала моя любимая «Мечта», которая моментально переместила меня в абсолютно другое измерение, заставив учащенно биться мое, наполненное иммигрантским скепсисом сердце.
 — Я никогда ранее не включала эту песню в репертуар своих гастролей, но вот решила исполнить ее в Америке, — сказала Камбурова.
 — Конечно, это special for me, — вдруг, неожиданно для себя, заговорил я, тронутый совпадением моего желания и намерением Певицы спеть впервые в Нью-Йорке мою самую любимую песню всех времен и народов.
В перерыве подхожу к Елене Камбуровой. Она лежит горизонтально, на спине, как человек, которому делают рентген души, и она готова к исповеди. Ее вызывают музыканты, о которых следует говорить отдельно, долго, сердечно благодаря за каждый штрих и звук. Прошу дать интервью. Она соглашается. Камбурова остановилась в «Квинсе», в пятнадцати минутах езды от моего дома.
Я беру цветы и отправляюсь к Елене. Она усаживает меня за стол. Мы беседуем час, второй. Уже поздно. Но мне все мало. Думаю, как бы продлить это время? Спрашиваю, а приходилось ли быть ей в ночном Манхеттене?
 — Нет, конечно, — к моей радости говорит Елена. — Гастроли, концерты, разница во времени.

Предлагаю любимой певице ночую экскурсию по ставшему мне таким родным городу. Она согласна. Ее даже не интересует отсутствие такой мелочи, как автомобиль. «Я пассажир по жизни», — шучу я, и она понимающе улыбается. Мы выходим на шумный Джексон Хайте и садимся в первый же автобус, который направляется в Манхеттен. Включаю магнитофон и записываю голос Камбуровой.
Она мне с удовольствием рассказывает о том, о другом, а я ловлю себя на мысли, что мне совершенно не важно, о чем говорит Елена, главное находиться рядом и слушать её, потому что произносит она слова также как и поет: без единой фальши, без ложной исповедальности, звездности.
 — Мне всегда помогали мои песни. Я росла на них, жила с ними, советовалась, радовалась, горевала. Но самое главное — я любила их, люблю, и это очень помогает мне жить, быть самой собой, где бы я ни находилась: в Москве, Лос-Анджелесе, Монреале.
Пятое Авеню, 42, 34,14 улицы… Мы уже в Даун Тауне, заходим в один из ресторанов, с выходом на красивую улицу. Она с интересом знакомится с жизнью ночного Нью-Йорка, фотографирует собаку, сквер, скульптуру….
Елена очень любит животных. Мне интересно ее слушать, кажется, впервые в жизни почти не перебил кого-то и дослушал до конца несколько длинных фраз.
Если Пуленк и сочинил свой «Человеческий голос», то она — Елена Камбурова — материализация идеи этого состояния поющей и нежной, открытой и чистой женской души. Ее именитая современница записала диск: «Пришла и говорю», а Камбуровой присуще другое: «Пришла. Пою».
Поэтому, записывая на магнитофон ее голос в сопровождении ночного Манхеттена, я чувствую, что вместе с пленкой останется со мной ее временная матрица, способная перевоплощаться в любимых ею современников — Пиаф и Высоцкого, Кима и Окуджаву.
Она говорит о музыке, о жизни, о любви, об одиночестве. Радуется встрече со своим священником, с которым не виделась много лет, переживает, что звукотехника не всегда способна передать задуманное, затаенное, и ожидавшее своего тщетного воплощения на концерте, делится курьезами.
 — У меня был интересный эпизод в жизни, когда я пела в зале Чайковского с хором. МВД России и большим симфоническим оркестром. Участники хора были одеты соответственно, и стояли наверху. А я, такая хрупкая, в черном платьице, одна. Перед генеральной репетицией Дашкевич думал, что они будут одеты как хористы, в чёрные фраки. Выяснилось, что у них только милицейская форма. Он, правда, обомлел: ведь надо было петь «Реквием» Ахматовой. Но получилось даже любопытно, особый художественный эффект. Они так проникновенно пели!
Но самое главное для Камбуровой — это концерт, зрители, их настроение, ощущения. 
 — Я всегда записываю концерт, потом анализирую. Радуюсь, если смогла передать то, над чем билась со своими музыкантами, горюю, если не удалось…
Уже три часа утра. Мы возвращаемся в «Квинс». По дороге Елена заходит в овощной магазин и с удовольствием покупает себе всякой зелени. Убежденная вегетарианка с чистой душой.
(продолжение следует)

«Женский мир»
Р. Некталов, 2.09.2001

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100