Вернуться
«И понял я, что в мире нет затертых слов или явлений…»
Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 1.10.2015
«Мне выпало счастье быть русским поэтом…»
Наталья Старосельская, «Трибуна», 25.06.2015
Лишь одну тебя зову родной
Наталья Саватеева, Театральный курьер, 28.05.2012
ТАНИНЫ ПЕСНИ
Ольга Игнатюк, Москвичка, 17.04.2012
Берендеева сторона
Оксана Григоренко, Театральный мир, 13.04.2012
«Мистерия пяти клоунов»
Карина Зурабова, «Планета красота», 30.06.2011
Он больше не будет несчастлив
Ольга Фукс, «Культпоход», 06.2008
Рэгтайм про океан
Ася Кравченко, «Независимая газета», 15.05.2008
Восстание чувств
Алена Карась, «Российская газета», 14.05.2008
Одиночество в волнах
Алиса Никольская, http://www.akado.com/, 6.05.2008
Точка слева
Мария Выставкина, http://marita-bonita.livejournal.com/23011.html, 20.06.2007
Точка зрения Снусмумрика
Яна Букчина, «Театральная касса», 02.2006
То ли явь, то ли сон, не пойму
Оксана Мерзликина, «Московская правда», 5.03.2004
Грезы. Постскриптум.
Юлия Маринова, «Театральная жизнь», 06.2003
«Грезы» в театре Елены Камбуровой
Андрей Лавров, „Эспрессо“ итальянская газета в Москве, 15.05.2003
Берендеева сторона

Владеющий чарами песен
Душою владеет собой
Г. Ибсен


На невесомом прозрачном экране возникает черно-белый мультфильм: мелькают черточки, палочки, человечки, снег, санки, бескрайние поля. Так начинается новый спектакль Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой «Сторона» (режиссер Александр Марченко). Бесхитростные, почти детские рисунки как будто сходят на сцену и повторяются в сценографии и декорациях. На сцене зыбкий условный лес, прозрачные стволы из полосок струящейся ткани (сценография Нины Климовской). Серебристые ветки, темные тени. Пастораль — так определили этот жанр создатели спектакля. Но не будет здесь изумрудного лужка, кудрявых овечек и резвых козочек, белокурых буклей и сентиментальных куплетов.
Вместе с Пастушкой Таней (Татьяна Пыхонина) и ее спутниками Конем и Лосем попадаем мы в суровый славянский лес, в Берендеево царство, мрачноватое, трагическое, порой ироничное, порой философски отстраненное. Главный персонаж этой пасторали — одинокая женская душа, лесная дева, которая ищет своего суженого и пойдет за ним хоть в омут. Без слез и жалоб тащит она свой крест: огромную игрушечную лошадку с чугунной загогулиной вместо головы. Появляется, откуда ни возьмись, огромный клубок, и пускаемся мы вместе с Таней в это захватывающее путешествие. 
Из нарисованного мира, из черно-белого видеоряда возникает протяжная песня о несчастной любви, «жестокий романс» с душераздирающим сюжетом: подлец соблазнил девушку и бросил, а она родила тайный плод любви, тосковала и знала тяготы, а потом пошла искать своего неверного мужа, научилась пить и браниться, ребенок скончался, а подлец сделал вид, что не знает ее, и тогда ткнула она его ножом в грудь, отомстив за все свои страдания. 
Музыкальная канва спектакля — русские фольклорные лирические и обрядовые песни, о несчастной любви, одиночестве, гибели или неверности возлюбленного. В спектакле довольно неожиданным образом соседствуют они с персонажами из самых разных эпох. Спутники Пастушки — Конь (Евгений Алтудин) и Лось (Александр Марченко), древние славянские тотемы — одеты угрюмыми брейгелевскими крестьянами.
Ироничная немая фильма с кокетливой девицей и бодрым таперским фоном продолжается грустной песней о мрачном вороне, а та, в свою очередь, перетекает в монолог Офелии. Простодушное письмо пушкинской Татьяны, проецируемое на экран, разрывается на кусочки мультяшными дирижабликами и паровозиками (анимация Юлии Михеевой и Степана Поливанова), а народный сказ чередуется с современными стихами Ольги Седаковой. Создателям спектакля интересна глубинная связь самых разных поэтических образов, поиск музыкальных рифм в далеких друг другу эпохах.
Безусловно, такое соседство стилей и жанров — всегда богатый источник параллелей. Но приятный слуху и глазу букет из Шекспира, Люмьеров, Брейгеля, городского романса, заразительных еврейских напевов — порой немного эклектичен. Да и главная мысль, что любовь, верность и страдание женской души — вне времени и пространства — сама по себе, конечно, не нова. Однако музыкальный материал, профессионализм певческий и инструментальный захватывает настолько, что забываешь об иных слабостях и просто наслаждаешься этой музыкальной игрой, в которой архетипическое легко превращается в ультрамодное, сентиментальное — в отстраненное.
Таня плавно скользит по сцене. Белое платье сменилось черным. Голос ее, чистый и бестрепетный, как у русалки, уверенно ведет мелодию. Душераздирающие страсти остаются только в тексте, не позволяя голосу малейшего утрирования. Эта дистанция выводит на первый план красоту самой песни. Аккомпанемент гитары и аккордеона звучит удивительно современно, безо всякого налета псевдонародности, переходя в джаз, соло рок-гитары, в баховскую полифонию — и так гармонично сплетается с народными напевами, обнажает их бездонную музыкальность, что эта неожиданная рифма вызывает чистейшее радостное удивление. 
Для прощальной песни Пастушка Таня облачается в красное, жертвенное. Навсегда прощается она с любимым, который утонет в предстоящем плавании. Он уйдет героем, а ей останется горевать по своей доле и раствориться в лесной чаще.
Но долго еще будет звучать в памяти чудесный голос, завораживающие песни, потрясающее инструментальное сопровождение, и захочется еще раз испытать ощущение радостного полета от встречи с настоящей Музыкой и Поэзией этого театра.

Театральный мир
Оксана Григоренко, 13.04.2012

 




Контакты
Телефон кассы: (499) 246-81-75
Касса работает с 11:00 до 20:30 ежедневно.

119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 53/55

Электронная почта:
kamburova@theatre.ru

Фейсбук
Вконтакте
Твиттер

Схема проезда:


© Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой
Все права защищены

При перепечатке текстовых, фото и видеоматериалов сайта необходима активная ссылка на сайт kamburova.theatre.ru

Сайт создан в рамках Theatre.Ru — культурного проекта Студии Артемия Лебедева.

Rambler's Top100